Загадки парка Бельведер
Дворцовый комплекс Бельведер с прилегающим парком и оранжереей находится в самом центре Вены, хотя в прежние времена был лишь летней резиденцией принца Евгения Савойского. Основа парка была заложена на территории у Нижнего Бельведера в начале XIX века баварским архитектором Домиником Жираром, а дальше планировка и разбивка сада шла строго симметрично относительно центральной аллеи в направлении к Верхнему Бельведеру.
Дворец Верхнего Бельведера. Парадная резиденция
Вид на Нижний Бельведер (вход в парк)
Сегодня этот ландшафт почти без изменений может наблюдать любой посетитель парка. Хотя, памятуя о том, с чего начиналась история регулярных парков, хочется не формально взглянуть на то, что видишь вокруг, а поинтересоваться “нет ли тут каких загадок?” Ведь Эпоха Возрождения известна своими тайными посланиями и ”алхимией символов”.
Партер регулярного парка Бельведер
Пик паркового устройства в геометрическом стиле, который чаще называли регулярным или французским, пришёлся на эпоху барокко (XVII—XVIII век).
Партеры, бассейны, кустарники геометрических форм, цветники и миксбордеры вдоль прямых аллей - все эти атрибуты регулярного парка были воплощены французскими ландшафтными архитекторами повсеместно. Моду на сады быстро переняли у французов европейские страны, но надо отдать должное: не французы были зачинателями паркового искусства, историческая родина его - Италия Эпохи Возрождения.
В саду Нижнего Бельведера
Парковое искусство всегда ценилось высоко, а устроители садов считали свой труд сродни деятельности архитекторов. Преобразовать природу по законам перспективы и геометрии - разве это не большое искусство? Принцип построения сада напоминал здание с чередой помещений. Посетитель, как самый настоящий зритель, проходил по зелёным коридорам, роскошным цветникам, наподобие вестибюлей, украшенных скульптурами и фонтанами.
Взглянув на план парка, задумку его может разгадать разве что посвящённый в традиции паркового искусства.
Дорога от нижнего дворца к верхнему символизирует путь из царства Аида к пристанищу богов, Олимпу (его явно символизирует Верхний Бельведер), ведь он расположен на 23 метра выше нижней территории сада. Весь ландшафтный план парка условно разделён на три зоны: нижнюю, верхнюю и промежуточную - среднюю.
Границы верхнего мира стерегут мифические сфинксы и чем выше поднимаешься в верхнюю часть, тем чаще встречаешь этих стражей.
На аллеях парка Бельведер
Но и в среднем мире идёт противостояние: в скульптурных группах фонтанов видны люди, нимфы и фавны. Хотя фавн, казалось бы, имел полное право находиться вблизи богов. Лесное божество, он - известный покровитель стад, лугов и полей, житель лесных чащ, обитающий у водоёмов. Там он ловит птиц, предсказывает будущее и гоняется за мифами. Являясь человеку во сне, приносит с собой кошмары. Так этот “срединный мир” может олицетворяет собой сны, мир грёз и фантазий?
Скульптурные группы фонтанов
Дальше стихия воды омывает подступы к “верхнему миру”, очищая его берега. В общем, фантазировать тут можно до бесконечности,- каждый видит своё, хотя символы вполне ясны и красноречивы.
Вид из парка на Верхний Бельведер
Но это всё располагается выше, ближе к верхнему дворцу, а для начала я останавливаюсь у сфинкса, что встретился нам по левому краю сада, едва мы поднялись по лестнице из “нижнего мира”.
Сфинга - страж парка
Скорее, это “греческая сестра” сфинкса - сфинга: женщина с туловищем льва и крыльями орла за спиной, известный персонаж легенды об Эдипе.
Помните, как крылатую химеру богиня Гера послала к Фивам в наказание людям. Стерегла сфинга там у скал путников, загадывала загадки и убивала всех, кто не мог дать ей ответ. Так, Эдипа она спросила: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх?”
Эдип и сфинга. Франсуа Ксавье. Дахеш-музей Нью-Йорка
Вообщем, большая любительница загадок была эта сфинга.
Вот и я задумалась, глядя на крылатую полудеву. Знакомой мне показалась её улыбка, едва тронувшая губы. “Не просто так ты нам тут улыбаешься, явно хочешь, чтобы мы раскрыли твой секрет...” - думаю я. Кто знает историю этого места, тому не составит особого труда провести аналогию: после смерти принца Савойского Бельведер выкупил кто? Мария Терезия. Да и сад достраивали потом в период её правления. Именно про неё сказал когда-то Наполеон :«Эта женщина – единственный мужчина в семье Бурбонов».
Неужели сама Мария Терезия стережёт тут подступы к своим владениям?
Императрица Мария Терезия
“ И правильно, - размышляю я дальше,- лучше тебя самой никто этого не сделает”.
Доверившись своей зрительной памяти, я утверждаюсь во мнении: она сама и есть в образе крылатой сфинги, эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Богемии, основательница Лотарингской ветви династии Габсбургов, реформатор эпохи просвещения.
Дворец Верхний Бельведер. Парадный вход
Мало мы знаем историю, оттого и посещая такие места у нас остаются лишь фотографии на память на фоне дворца, а ведь подлинная история куда глубже и интереснее.
Кстати, значительно позже я узнала, что сфингу можно было попросить исполнить желание, стоило прикоснуться к прелестям крылатой полудевы и коротко изложить просьбу. А что, может стоило попробовать? - загадку её я всё же разгадала...
Вена, осень 2019 года