Пиросмани на клеенке
Я уже писал ранее, что зарабатывать начал еще на первых курсах института. Для меня черчение было любимым предметом и я уже курса со второго начал чертить дипломные листы для старшекурстников.
Было в этом и еще одно преимущество – кто-то «сдал» меня заместителю начальника военной кафедры и тот припахал меня чертить разные схемы для обучения бойцов тактике и стратегии военного искусства.
Чертил я на обратной стороне обыкновенной хозяйственной клеенки, тушью и плакатными перьями, причем чертил вместо занятий строевой и прочей военной лабуды. Но иногда схемы были столь объемны, что приходилось забегать на кафедру после учебы и это было уже совсем не весело. Но зато я считал себе не менее, чем Пиросмани!
Помните рассказ Паустовского «Простая клеенка», где он пишет про художника Пиросмани?
«…Материала не было, и Пиросмани начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, – на простой клеенке, снятой со столика…»
Между прочим, это произведение создало определенный имидж художнику, как человеку бедному, неспособному купить себе даже холсты для рисования и пользующегося обычными клеенками со столов дешевых кабаков. И до сих пор с легкой руки Паустовского эта небылица кочует из статьи в статью. Но, как оказалось, в реальности было совсем по другому.
Вот что пишет Эраст Кузнецов – специалист, который фундаментально занимался исследованием творчества Пиросмани:
«…Материал, на котором работал художник, ничего общего не имеет со столиками, духанами, столовыми, закусочными. Это совсем другая клеенка, вырабатываемая для технических нужд, - черная, матовая, с характерной поверхностью: пупырчатой или испещренной извивающимися бороздками. Она редко видна на репродукциях, но памятна каждому, знакомому с картинами Пиросманашвили в подлиннике (она хорошо просвечивает в местах, где краска легла тонким слоем), потому что писал он, конечно, на внешней, грунтованной, а вовсе не на изнаночной стороне клеенки. Художник пользовался ею не потому, что она "была под рукой" - нет, ее надо было специально покупать, как покупают грунтованный холст; и не потому, что она была дешева, - напротив, то была высококачественная клеенка, изготовляемая фабричным способом на превосходной парусиновой основе, и стоила она, надо думать, не дешевле холста».
А мы, как часто это бывает, продолжаем верить в мифы и легенды…