Рождение таланта
Этот год начался для него особенно неудачно. Затянувшееся безденежье, усиленное одиночеством и творческим кризисом с сомнением в собственной состоятельности. К тому же этот дурацкий конфликт и в итоге разрыв со своими друзьями передвижниками. Надежда была только на своего недавнего мецената…
"С.И.Мамонтов" художник А.Цорн
С Саввой Ивановичем два года назад его познакомил Илья Репин. «…Он поразил меня и привлёк даже своей наружностью: большие сильные… волевые глаза, вся фигура… складная, энергичная, богатырская…, обращение прямое, открытое – знакомишься с ним…, а кажется, что уже давно был с ним знаком…» Именно Мамонтов давал молодому художнику возможность заработать – то нарисовать небольшие рисунки для вновь выстроенной им же школы, потом картины для нее же, а еще сделал заказ на роспись Абрамцевской церкви.
И новый заказ от мецената пришел как нельзя вовремя. В это время все устремления Саввы Ивановича Мамонтова были направлены на строительство «мамонтовской» дороги – Донецко-Мариупольской железной дороги, которая должна была связать Донецкий угольный бассейн и Мариупольский порт.
Для оформления залов Правления Донецкой железной дороги Мамонтову нужны были три картины, написанные в русском стиле сказаний и былин, которые бы символизировали историю, богатства и перспективы донецкого края. И конечно же он обращается к своему подопечному – Виктору Васнецову! Три картины заказаны и хорошо оплачены…
Именно так из под кисти молодого Виктора Васнецова родились три картины:
«Битва скифов со славянами», символизирующая прошлое донецкого края.
«Три царевны подземного царства», символизирующая богатство донецких недр.
«Ковер-самолет», как образ новой магистрали и символ новых скоростей.
Если бы не этот заказ, маловероятно, что Васнецов избрал бы русскую сказочную тему основной в своем дальнейшем творчестве! И не появились бы тогда «Богатыри», «Иван-Царевич на сером волке», «Аленушка», «Витязь на распутье»…
К чему я это написал?
Меценатство, как покровительство искусству и науке в виде безвозмездной и добровольной материальной помощи из личных средств, было в России если не общепринятым явлением, то довольно популярным. Мамонтов, Рябушинский, Третьяков, Бахрушин, Морозов, Смецкой... – благодаря этим людям мы знаем многих известных художников, литераторов, архитекторов.
Так давайте же продолжать традиции известных русских меценатов и помогать по мере сил и возможностей талантливым новичкам проекта ГОЛОС! Это не сделает нас беднее, а лишь обогатит наш внутренний мир и поможет людям раскрыть свои индивидуальные творческие способности!
P.S. В Москве вы можете посетить Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова, который входит в состав музейного комплекса Третьяковской галереи и расположен в "сказочном тереме" по адресу переулок Васнецова 13.