Дипломатическое собрание дел между Китайским и Российским государствами с 1619 по 1792 год
Предлагаю переложенный на современную транскрипцию труд Н. Н. Бантыш-Каменского «Дипломатическое собрание дел между Китайским и Российским государствами с 1619 по 1792 год». Транскрипция, которой пользовались в России до 1918, имеет некоторые неудобства для чтения и понимания важнейших исторических явлений для современника.
Полагаю, что именно такие труды, не имеющие никаких идеологических целей и политических подоплёк, позволяют вникать и видеть живые исторические панорамы с тем, чтобы человек мог иметь непредвзятое представление о месте проживания своих предков и окружающую их на то время историческую среду.
Николай Николаевич Бантыш-Каменский был архивариусом императорского двора. Возможно, он единственный, кто собрал и систематизировал имеющихся ко времени начала его деятельности завалы исторических материалов, привёл их в порядок и написал труды, позволяющие нам сегодня вникнуть в историю своих предков. Известно, что «Дипломатическое собрание дел…» он начал ещё в 1776 году.
Именно чтение этого труда позволяет нам представить территорию Байкальского региона и Нерчинской Даурии в описываемый автором период, а в открывающейся панораме увидеть своих предков, занятых своих делами почти в тех же местах, где проживаем сегодня и мы.
_____________________________________________
Дипломатическое собрание дел между Китайским и Российским государствами с 1619 по 1792 год
Составленное по документам, хранящимся в Московском Архиве Государственной Коллегии Иностранных дел, в 1792 – 1803 году Николаем Бантыш Каменским
Издано в память истекшего 300-летия Сибири В. М. Флоринским. С прибавлениями издателя
Казань Типография Императорского Университета 1882 год.
(Перевод на современную транскрипцию русского языка Виктора Азаровского. 2017 год. В процессе набора и перевода на действующую транскрипцию опущены предисловия автора и издателя)
_______________________________________
Названия Китайской империи
Прежде нежели откроется происходившее с самого начала между российским и китайским государствами о разных делах письменное сношение, нужно заметить вкратце о имени Китая, о тамошних владельцах и смежности их селений с Россией, и о прочих сведениях, к изъяснению сего дипломатического собрания служащих.
Китай одно из древнейших и многолюднейших государств на земном шаре, называемое от европейцев Хиною, по разным владетельным фамилиям разными нарицалося именами.[1] Прежние названия сии до тех пор существовали, как долго которая царствовала фамилия или династия. А как сих династий с 2357 года до Рождества Христова по нынешнее время, следуя исчислению дю-Галда, было двадцать две, то столько же и именований китайское имело государство. Последняя пред сим династыия называлась Дай-Мин, а по имени оной и вся китайская империя. Фамилия сия владела с 1368 по 1644 год в Пекине. Последний сего рода Император именовался Хуан-Дзун-Минди, а годы его владения – Дун-Джин Он в 1644 году, будучи от всех оставлен, когда бунтовщик Ли-дзы-чин содержал город Пекин в осаде, на горе удавился. Манджуры, овладев тогда же китайским государством и всеми королевствами и землями к оному принадлежащими, следуя во всем китайскому обыкновению, дали сей империи название Дай-Цин, т. е. великая светлость или всепресветлейшее государство. Шун-Джи, хан манджурский, был первый провозглашён Императором в Пекине. Сей династии именем и до днесь оное (государство) называется, и в начале всех китайских указов и грамот сие поставляется имя. Но и имя Дай-Цин не будет вечно; оно пропадёт, как скоро новая фамилия на престол вступит.
Китайцев называют Манджуры – Никань, а Мунгалы – Китат; от сего произошло и слово Китай, коим именем Россияне, первое известие о Китайцах чрез Мунгал получившие, китайский народ, а с ними вместе и Манджуров называют Китайцами. Природные же Китайцы самих себя называют Хан-жин, также и Ман-Дзы, по первому в Китае народу Ман, которые особливо в южных провинциях имел свои селения.
Титулы китайских владетелей
Титул китайских царей самый древнейший есть Тян-Дзы, т. е. сын неба. Сему обычаю следуя и Манджуры владеющих китайским государством так же титулуют. Второй титул Хуан-Ди, им означающее государя над всею поднебесною господствующего, или великого царя, над царями царя, Императора. Употребительнее всех титул Бокда-Хан (слово мунгальское), по-манджурски Ендуринге-Хан, по-китайски Шын-Гюн, т. е. священнейший государь. Сим титулом китайские владетели величая только самих себя, никого из других государей оным не удостаивают. От сего и Россияне не токмо китайского хана называют Богдыханом, но и народ манджурский Богдоинами, т. е. святым народом.
Именования китайского владетеля
Китайским владетялм даются разные на китайском и манджурском языках имена: первое младенческое, коего, кроме родителей, никто из подданных под жестоким наказанием ни произносить, ни писать не должен и не может. Второе имя – лета (годы) из владений, и сиё важнейшее; ибо Китайцы не имея другого летоисчисления, все годы считают числом годов управляющих ими владетелей. Таких имён некоторые ханы имели много, а другим одним довольствовались. Третье (имя), которое придается им от преемников их после их смерти и через которое означается оказанная умершим отечеству услуга. Обыкновение сие давать своему государствованию названия началось у Китайцев во второе веке до Рождества Христова; древние же владетели китайские считали лета своего государствования от вступления на престо просто, не делая никаких своему владению нименований.
Из каких народов состоят китайские владения
Государство сиё составляют главнейшие три народа: Китайцы, Манджуры и Мунгалы. Последние к России прикосновенны.
a) Китайцы или Никане, как первейшие обитатели сего чудного государства, первое по многолюдству своему занимают место и не токмо наречием, но и письмом своим от всех на свете народов отличаются. Их язык и поныне таков, каков был за три тысячи лет. Они, не имев никакого сообщения с чужестранными народами, наречие своё и обычаи непременными доселе сохранили.
b) Ман-джу или Манджуры происходят от татар збродных и подлых. Они разделяются на старых, переселившихся в Китай, и на новых, живущих на природной своей земле. Владельцы их сначала жили в городе Хету-Али, по-манджурски Пендень, а по-китайски Хин-Гин, потом переселились в Дунь-Гин, а с 1625 г. в Мукден. Тайдзу, первый их хан, в 1583 году при горах Голмин-Шань – Ин-Ялин основал некоторую форму правительства и учинил многие в Китае завоевания. А как в 1616 году вздумали китайцы из провинции Лиан-Тонг зашедших туда в 1586 году сих татар выгнать, то из сего произошла несчастная война, поработившая наконец китайцев сей татарской державе[2], к чему особливо много споспешествовали внутренние их междуусобия. Манджуры, овладев столицею, а потом всем китайским государством, всеми кочевными Мунгалами, и другими многими странами, лестью и хитростью, - приняли все китайские обычаи, следуя оным во всём непреложно. Сии то Манджуры царствуют ныне в Пекине надо всем мощным сим государством, наисильнейшим во вселенной в древних и новых временах.
К сим Манджурам можно присоединить ещё два сии народа: - а) Дагур или Дахур (манджурское слово) Даурами от Россиян называемый. Они имеют свои жилища по рекам Амуру, Зее и Нони-Ула. Сей народ неоднократно покорен был от славных казаков российских, когда они рекою Амуром владели: ныне же вся сия земля китайцам принадлежит. Однако в прошедшее столетие Россияне называли Даурией и свои места около Нерчинска и Селенги находящиеся. – и б) Салонь, от Россиян Тунгусы называемый, кочующий по рекам Амуру и Зее. Сии произошед от одного роду с Манджурами, имеют с ними одинаковое почти наречие.
- c) Монголы (по-китайски Мин-гу, по-российски Мунгалы) народ кочевой и управляемый ханами от Чингис-хана произошедшими, и своими степями к России прикосновенный. Народ сей имел собственных своих ханов и тайшей[3]. Владение их около 1550 года разделилось на две части: первая, кочевавшая в восточной стороне земли Мунгальской, недалеко от большой стены китайской, по местечку Чахан прозвалась Чахар; другая же, оставшаяся на северной стороне пустыни Гоби[4] названа Калка[5] т. е. защита и оборона. Сего имени Мунгальский народ, смежный с российскою Кяхтой, разделялся собственно на семь айманов, состоявших под владением трёх собственных их ханов, из которых в западной стране земли мунгальской кочующий называется Джасакту-хан; в самой середине кочующий – Тушету-хан; а в восточной стране кочевье свое имеющий именуется Чечен-хан. В 1689 г. все калкасские владельцы и князья отдались Манджурам в покровительство и от них в 1691 году разделены на 74 знамена.
Кочевья помянутых трёх ханов калкасских с восточной стороны простираются до ведомства амурского генерала; с западной до Алтайских гор и земли владельцев джунгарских; с югу до пустыни Гоби, а с северной до Российского Государства.
___________________________________
Продолжение следует...
Примечания.
[1] Смотри рассуждение о разных именах китайского государства и о ханских титулах, сочиненное г. Фишером, в Ежемес. сочинениях 1756 года, 6 октября.
[2] Смотр. историю о завоевании Китая манджурскими татарами печат. В Москве 1788.
[3] О мунгальских в Россию посольствах упоминается в книге китайского двора №9, лист 1-6. Мунгальский владелец Алтын-хан, кочевавший около Красноярска, со всем своим владением принял в 1634 году Российское подданство, о чём в 1639 году и договор с ним заключён. – Сын его Лобзан-хан присылал в 1662 году для аозобноовления онагоже (того же) договора послов своих в Москву. Внук его Очарой Саин-хан и брат его Батур-Таша прислали в 1673 году своих посланцев с прошением не иметь с ними войны, но жить в совете и в мире.
[4] Мунгальское имя, значит пещаную (песчаную) степь. Караваны переезжали оную не без великой нужды, потому что травою и водою скудно и для того нерчинская караванная дорога гораздо способнее.
[5] Сия земля простирается от реки Калки вдоль российской границы по рекам Курулюм, Онон, Тели и Орхон даже до вершины реки Селенги.
___________________________________________