Часть 1
Хотел бы на страницах данного ресурса поделиться своими впечатлениями от работы в качестве уличного фокусника, которой я посвятил июнь этого года. Сразу уточню, что это был для меня чистой воды эксперимент.
Прежде, чем заняться этим практически новым для себя жанром, да еще на зарубежную публику, я очень внимательно прочитал все написанное ранее в интернете нашим бывшим соотечественником Виктором Реннером, который ныне проживает в немецком городе Бремене и практикует выступления в качестве уличного мага. Позже я списался с ним по интернету и получил очень подробные и полезные для себя советы. А в марте сего года мне и вовсе повезло - В.Реннер приезжал на очередной конкурс Московского клуба фокусников, где я с ним познакомился уже лично.
Не буду скрывать того, что еще в 1990-91 г.г. у меня был небольшой опыт выступления в летнее время на Арбате в Москве. Хотя я не уверен в том, что смог бы в нынешнее время вновь достичь на Арбате того же финансового успеха, который был 20 лет назад.
Помимо некоторых особенностей работы фокусника на улице, меня интересовали некоторые организационно-правовые стороны такой деятельности: что делать, если местная полиция поинтересуется у меня разрешением на работу, что будет со мной, если по незнанию встану на то место, где работать не разрешается или местные артисты будут препятствовать моим выступлениям, изгоняя российского конкурента с хлебных мест? Виктор мне сразу разъяснил, что если артист по ошибке встанет на то место, где нельзя работать, то подойдут ответственные за эту территорию лица (не обязательно полиция) и попросят здесь не работать, а также могут посоветовать те места в городе, где можно работать без проблем. По поводу общения с полицейскими - никогда нельзя говорить им, что ты здесь работаешь. Просто фокусы - твое хобби, которое ты хочешь показать людям, а если они при этом бросают в твою шляпу или ведро деньги, то это их инициатива, но ты-то стоишь не ради денег. И это главное в твоем ответе. Полиция в таком случае не задает лишних вопросов и уходит. По опыту В.Реннера у него никогда не возникало конфликтов с иными артистами, которые работают в тех же местах, где и он. Если это не фокусник, то Виктор объяснял артистам других жанров, что он им не конкурент, и у каждого будет своя публика - кто-то будет платить деньги за фокусы, а кто-то, например, за песни или ожившую скульптуру.
Я хорошо понимал и тот момент, что все расходы, связанные с моей уличное работой, также лягут только на мои плечи, а точнее - карманы. Ведь даже самый дешевый контракт артиста за границей предполагает, что у него есть конкретный работодатель, который оплатит и авиабилеты, и все внутренние трансферы, и проживание, и, скорее всего, питание. Да еще и заранее оговоренная зарплата положена артисту. На все это я, конечно же, не мог рассчитывать. Поэтому в первые два летних месяца я создавал себе финансовую подушку безопасности на случай полного провала моей затеи. Лето в этом году мне просто благоволило большим количеством концертов в детских летних (бывших пионерских) лагерях, а также хорошо оплачиваемыми (по новосибирским меркам) выступлениями на городских праздниках и в клубах.
Оставалось продумать маршрут своих гастролей и получить Шенгенскую визу (по приглашению своих родственников, проживающих в Шенгене). Конечно, было жаль отказываться от той работы, которая меня могла ожидать в августе у себя в городе. Но стремление к реализации своего эксперимента решительно брало верх.
Начать свои гастроли я решил с Таллинна. Почему? Я не раз бывал в этом старинном и милом городе еще в Советское время. За прошедшие годы столица Эстонии, а точнее ее историческая часть, осталась практически неизменной, только что макияж древних домов стал более ярким и моложавым. Мое предположение о том, что основную часть туристов составляют наши соотечественники, быстро нашло подтверждение на узких и шумных улочках старого Таллинна. Первый вечер, только бросив свои вещи в гостиницу, я пошел присматривать себе место для работы.
Удивительно, но вначале я не нашел ни одного артиста в исторических кварталах. Может быть, здесь вообще нет уличных перформеров или такая деятельность быстро пресекается полицией? Но нет - где-то на спуске в районе собора А.Невского пел под гитару местный трубадур. Чуть позже на углу возле ратуши мне на глаза попался очень молодой волынщик. Значит все не так уж плохо!
Свое место я нашел возле входа в старый город со стороны Вирусских ворот. Там, как мне показалось, был наиболее оживленный туристический поток. И на следующий вечер я расположился в небольшой нише между домов. Прямо на виду у прохожих оделся в свой пестрый (несколько клоунский) костюм, разложил в дипломате реквизит и водрузил его на столик. Настало время моей уличной премьеры. Особо я не волновался. На случай появления иностранных туристов у меня был заготовлен текст на английском. Но первыми заинтересовались моими фокусами наши соотечественники. Я им показал практически весь репертуар, который заготовил для выступления на улице. Хочу пояснить, что в начале своей деятельности в качестве уличного артиста я показывал фокусы, которые требуют помощи или участия зрителя. Я думал, что если турист остановился смотреть фокусы, то он непременно пожелает принять участие в показе трюка, как это бывает во время выступления на детскую аудиторию в России, когда от добровольных помощников нет отбоя. В Таллинне, учитывая еще сохранившийся менталитет советских времен, такая подача фокусов вполне проходила.
Однако когда наступал час расплаты за показанное шоу, вот здесь не все наши соотечественники были готовы расплатиться с артистом. Встречались и такие, которые нутром чувствовали, что моя программа идет к завершению, и за несколько секунд до того, как я снимал шляпу, быстро улетучивались в неизвестном направлении. Но в целом, платили, хотя и не очень много. Встречались и такие, которые подходили и честно говорили, что у них нет денег. Как правило, это были дети и подростки. Но я никогда не отказывал им, и пока они смотрели первый фокус, другие прохожие тоже начинали останавливаться, чтобы посмотреть на мое представление. Так безденежные мальчики и девочки помогали мне привлекать более платежеспособную аудиторию.
С иностранцами по началу у меня случались проколы. Дело в том, что они как-то не рассчитывают подолгу смотреть фокусы, поэтому после второго, а иногда и первого трюка, уходили восвояси. Проще было работать с финнами, которые идут вторыми по количеству после россиян. Все они прекрасно владели английским языком и если собирались уходить, то делали это не спеша. Поэтому у меня был шанс во время протянуть им свою шляпу. Одна пятерка горячих финских парней и вовсе удивила меня - мало того, что для одного фокуса, где можно было положить монетку, они дали 5-евровую купюру, так и после представления все как один рассчитались 2-евровыми монетами.
В итоге за 2-часовой перфоманс в первый день я заработал 36 евро.
Кстати, в этот день я не видел полиции в окрестностях своего рабочего места. Да и никто из соседних зданий, в которых были магазины и рестораны, не подходил ко мне с предупреждением, что здесь работать нельзя.
Вечером того же дня я связался с Виктором Реннером и сообщил о первом своем заработке. Он сказал, что по многолетней статистике также зарабатывает порядка 18-20 евро в час на улице. Так что начало моей работы вполне достойное по оплате.
На сегодня - все. Как дальше работалось в Таллинне, а потом и в Германии, я расскажу в следующий раз.