Валерию Леонтьеву – 70 лет. С юбилеем!
Первое правило «секты свидетелей Валерия Леонтьева» – не рассказывать никому о «секте свидетелей Валерия Леонтьева».
Но в его юбилей – можно) Это я к тому, что среди поклонников творчества Валерия Яковлевича есть и 30-летние, и 20-летние девушки и юноши – да-да, не удивляйтесь. Его песни и образы популярны до сих пор, даже среди тех, кто никогда не смотрит телевизор, живёт в соцсетях, имеет доступ ко всей музыке планеты и разбирается в музыкальном плагиате.
Сейчас специально поискал, единственный «плагиат», который в интернете предъявили Леонтьеву – песня Раймонда Паулса «Ах, вернисаж» из далёких 1980-х. Ну, просто для «поколения соцсетей» это важно. Если в репертуаре российского певца 99,9% оригинального контента – это показатель крутизны высшего уровня. Каверы не в счёт.
В свои 70 лет Валерий Яковлевич отлично выглядит, бодро бегает по сцене в ярких эпатажных костюмах, ездит с гастролями по России, Германии, США, Израилю, записывает новые песни… вот бы каждому из нас в этом возрасте сохранить такую бодрость тела и духа!
В России очень много «знаменитостей российского уровня», но Леонтьев не похож на них примерно ничем. Родился в послевоенные годы в семье оленеводов близ Архангельска, художественной самодеятельностью начал заниматься довольно поздно – где-то в 23 года. Он не был ни вундеркиндом, ни «золотым ребёнком», каких родители с детства отправляют в музыкальную школу и на всякие кружки, чтобы «вырастить гения».
В молодости будущий певец успел поработать на заводах городка Юрьевец в Костромской области, побыть почтальном, электриком и даже портным – вот последняя профессия ему пригодилась.
То есть, очень простой парень сильно хотел петь.
Многие артисты говорят, что «сценой надо болеть». Неважно, насколько виртуозно ты владеешь вокалом или инструментом – если нет этой «жажды быть на сцене», то артистом не станешь. У Валерия Леонтьева такая жажда была, и есть до сих пор, о чём он на днях сказал в интервью по поводу своего 70-летнего юбилея: «Кто-то едет в лес, обнимает деревья или камни, подзаряжается от них энергией. А моё место силы – это сцена».
В семидесятые и восьмидесятые годы упорный артист много работал, активно карабкаясь на вершину. Однажды он упомянул, что «пел даже на торжественном открытии коровника» где-то на Севере. Воркута, Сыктывкар, Ленинградский институт культуры, Горьковская филармония, Луганская филармония, успехи на Всесоюзном конкурсе в Ялте и фестивале «Золотой Орфей» в Болгарии – всё это Леонтьев прошёл, прежде чем «звездить» в Москве и Ленинграде. Он был и остаётся народным артистом российских провинций – на сцене любого Дома Культуры в небольшом городке певец чувствует себя как рыба в воде, он может «зажечь» своей энергетикой любую публику. Многие ли наши прославленные московские певцы могут этим похвастаться? Увы, нет.
Свои первые эпатажные сценические костюмы, не имеющие аналогов в Союзе, Леонтьев придумывал и шил сам. К слову – в одном из провинциальных городов моя мать как-то застала его в гримёрке за этим занятием: «Тихий интеллигентный юноша за швейной машинкой строчил себе костюм».
В девяностые его стали называть «русский Майкл Джексон» – сравнение, на мой взгляд, не очень точное, но уместное. Леонтьев, скорее, подражал стилю бродвейских шоу – для советских провинций это был яркий и красочный вызов серой повседневности. И конечно, он был «самым американским» из артистов того времени.
Но мне интересно не просто поздравить Валерия Яковлевича с юбилеем и перечислить его заслуги, мне интересно вспомнить и рассказать про «неизвестного Леонтьева». О, нет – никаких «скандалов, интриг, расследований» в стиле жёлтой прессы. Только факты.
Вот, например, «икона русского патриотизма» Игорь Тальков и «наш американец» на одной сцене в 1990-м году, перед окончательным скамом Союза.
«Валера, не уезжай, кому я песни буду писать?»
Молодёжь в шоке – спустя десятилетия, сложно представить двух этих людей вместе. Главным образом – из-за разницы их медийных образов. Фанаты Талькова считают, что Леонтьев сделал ужасный кавер на «Я вернусь», превратив «песню высокодуховного пророка в поп-шлягер». Но вот факт – сам Тальков писал ему «поп-шлягеры».
В 1989 году Леонтьев вместе с другими советскими артистами был на гастролях в Индии. Как он сам рассказывал в интервью, ему удалось посетить ашрам Ошо Раджниша. Сам Ошо на тот момент был очень болен и уже медленно умирал. Если верить рассказу Леонтьева, в ашраме к нему подошёл индус и со словами: «Мастер хочет вас видеть» проводил советского певца к Ошо для личной беседы наедине. После этой беседы Ошо подарил артисту амулет – ну и судя по дальнейшему стремительному взлёту карьеры Леонтьева, амулет действительно принёс удачу. Или это всё легенда. Но как говорит один мой друг – «Между фактами и легендой всегда выбирай легенду».
В начале девяностых, когда мне было лет пять или шесть, я увидел Леонтьева по телевизору, и меня так эмоционально зацепило вот это его выступление, что как видите – до сих пор не отпускает.
Девяносто первый год, российское телевидение – а Леонтьев взлетает со сцены под купол цирка как иллюзионист Дэвид Копперфильд, ходит по канату с почти раздетой девушкой… в общем, уже в раннем детстве меня цепляли эпатаж и женская красота.
Друзья иногда не понимают, почему мне нравится смотреть выступления Леонтьева – во-первых, у него на сцене всегда много красивых девушек почти без одежды.
Во-вторых, мне безумно нравится слушать его голос. Идеальный мужской вокал, который я могу слушать вечно – не важно, поёт он про Аладдина или зачитывает ленту новостей об увеличении показателей надоев молока среднестатистической коровы в Костромской области. Мне просто нравится слушать этот голос. Через десять, двадцать лет я периодически буду включать старые альбомы Леонтьева и наслаждаться звучанием.
В середине девяностых телеэфир «взорвали» концертные «супер-шоу» Леонтьева «Полнолуние» и «По дороге в Голливуд». Если сейчас пересмотреть – кажется, ничего особенного. Просто до него в России никто не делал подобного. Костюмы, декорации, свой шоу-балет, запредельно откровенные тексты песен. И больше ни у кого в России не было танцующих негров. Это воспринималось как экзотика с другой планеты.
Чуть больше года назад в одном городе вдалеке от Москвы, я оказался на молодёжной вечеринке, которую вполне можно было бы назвать «впиской». Но это была немного странная «вписка». Я рассказывал народу о Москве, другой парень – о своих поездках в Израиль на родину предков. В итоге – мы сошлись на том, что оба любим слушать Леонтьева и включили вот эту песню.
Просто прочувствуйте момент. Российская провинция. Ночь, зима, полнолуние за окном. На кухне пятиэтажки татарин и еврей пьют водку, закусывая жареной картошечкой со словами: «Тост! За Леонтьева!»
Да, остальные смотрели на нас как на сумасшедших.
Валерий Яковлевич, мы вас помним, любим и слушаем! С юбилеем! Долгих лет вам!!!