По Христианскому кварталу Иерусалима
Накануне вечером мы совершили небольшую прогулку по Старому Городу в районе Яффских ворот. Побывали и в Христианском квартале, даже поужинали в ресторане Papa Andreas. Основная же часть той короткой прогулки пришлась на Армянский квартал, это мы позже по карте выяснили. На Иерусалим у нас еще был отведен следующий день почти целиком. Немного для оставшихся трех кварталов, но пробуем что-нибудь успеть.
Впереди нас следовала группа. На удивление немногочисленной была группа и, когда они свернули на одну из улочек, мы увидели что направляются они к коптской церкви. Мы подумали, что сбились с пути. Но интересно было посмотреть, как у них устроено.
Коптская православная церковь одна из старейших в мире. Когда-то в доарабском Египте большинство жителей страны были коптами. Теперь, где-то я видел информацию, что коптами в Египте себя считают около 5% населения.
Впрочем, здесь достаточно сложно разобраться, какой из шести христианских конфессий принадлежит тот или иной участок территории. Плотность застройки очень высока. Тем более владельцы строений менялись не раз. Более того, часто разные уровни одной постройки это разные храмы.
В соседнем дворе протекает самая обычная жизнь. Живут семьи, цветы цветут на балконе, белье сушится. Интересно, каково это жить в святом историческом месте? Обычна ли жизнь этих людей, когда мимо проходит несколько десятков тысяч туристов и поломников ежедневно?
Сейчас уже точно не распишу, как продвигались, заходя в храмы, проходя сквозь дворы, пока дошли до главной цели - Храма Гроба Господня. Для того, чтобы составить схему движения, необходимо повторить путь второй раз.
Помимо того, что существует отдельный Армянский квартал, имеется армянская церковь и в Христианском квартале.
В 1852 году между шестью конфессиями было достигнуто соглашение, регламентирующее разделение территории и права пользования святынями. Армянская церковь достаточно влиятельна и наряду с католической уверенно занимает второе место по значимости после православной церкви. Официаьно же владение храмом закреплено за Иерусалимским патриархатом.
Вход в Храм Гроба Господня настолько непримечателен (в сравнении с входами русских церквей в пышном убранстве), что не сразу-то и поймешь куда зашел. Обратите внимание на короткую лесенку на втором этаже у окна. Можно подумать, что рабочие-реставраторы забыли убрать. Крайняя реставрация была, кстати, в 2016 году. На самом деле это Недвижимая лестница, символ разрешения разногласий между конфессиями в христианстве.
Первая церковь Гроба Господня по инициативе святой царицы Елены, матери императора Константина Великого, была заложена в 335 году. Нынешний храм существует с 1810 года, до этого были множественные перестройки и расширения, разрушения и восстановления, переход во власть многих завоевателей.
Храм находится в том месте, где по преданию был распят, захоронен и воскрес Христос. Святой Елене, когда она отправилась в путешествие на поиски святых мест, было 80 лет.
Сразу после входа Камень Миропомазания. По преданию именно здесь лежало тело Христа после снятия его с креста. Сейчас Камень покрыт плитой из красного мрамора. Над Камнем висит 8 лампад, четыре из них православные, две армянские и по одной - католическая и коптская.
Снимков внутри пытался сделать много, но свет практически везде никакой, даже на самом высоком ISO кадры не удались. Не могу показать вам, например, количество народа в очереди желающих подойти к главной христианской святыни - Гробу Господню в Кувуклии.
Кувуклия. Над входом портреты двенадцати апостолов.
12.Стена и свод над Камнем миропомазания.
Возвращаясь к вопросу возможных конфликтов между разными христианскими конфессиями: да, они случаются. Интересно правило, заложенное еще в 1192 году: ключи от храма хранятся в мусульманской семье, при этом право отпирать ворота принадлежит другой мусульманской семье. Вот уже на протяжении девяти веков эти права переходят от отца к сыну. В наше время каждое утро в четыре утра главную дверь отпирает Ваджих ибн Нусейбе.