«Геошторм» Дина Девлина: отделяем зёрна от плевел
Есть мнение, что человек руководствуется в своих поступках базовыми и весьма примитивными эмоциями. Одна из таких эмоций – страх. Наверное, этим и объясняется такая популярность фильмов-катастроф. Стоит попугать несчастного обывателя исполинским цунами, накатывающим на мегаполис, как он тут же мчится в кинотеатр, мечтая расстаться с кровными рублями. И что мы там ожидаем увидеть, интересно? Рецепт спасения? Или неведомые философские откровения?
И ладно бы «Геошторм» показал эти самые рецепты. Но создатели поступили коварно: поманили нас катастрофической морковкой, а затем подсунули примитивный боевик с Джерардом Батлером. Спецэффекты, обильно сдобренные буржуйским пафосом… Стоп. Давайте честно попробуем отделить зёрна от плевел.
Брат ты мне или не брат?
Управление погодой – тема в прошлом достаточно избитая. Повторюсь, В ПРОШЛОМ. Восхищение научным прогрессом, присущее фантастике 50-х, схлынуло, и в последние десятилетия сценаристы (и писатели) перестали думать о климатических станциях. И тут – парам-пам-пам! Вышел «Геошторм», действие которого разворачивается в будущем, в эпоху налаженного климат-контроля. В предвкушении добротной НФ я побежал за попкорном.
Русский трейлер:
Итак, что имеем. Человечество столкнулось с масштабной угрозой. Серия катаклизмов едва не похоронила цивилизацию, поэтому ведущие страны (под предводительством Китая и США) объединились и вложили свои капиталы в проект «Голландец». На орбите была построена международная станция, полностью обуздавшая стихию. Проектом занимался Джейк Лоусон, которого впоследствии записали чуть ли не в Спасители. Когда опасность миновала, выяснилось, что некоторые вещи не меняются. Больших боссов по-прежнему волнует только политика, наукой они не интересуются, здравомыслие отсутствует напрочь. Зато Макс, младший брат Джейка, отлично вписался в новый миропорядок и даже уволил строптивого родственника. Братья надолго поссорились и перестали общаться.
И тут случилось непоправимое. МКС съехала с катушек, спутники «Голландца» начали творить непотребство – то афганцев замораживать, то японцев поджаривать. Как вы уже догадались, братья вынуждены решать общую проблему во имя спасения рода людского.
Боевик под маской катастрофы
До определённого момента вы готовитесь к мужественному противостоянию Умного Мужика с Бездумной Природой-Матушкой. Разумеется, эпичные смерчи, гигантские волны и полыхающие адским пламенем бездны к сценарию прилагаются. Шаттлы летают среди звёзд, отсеки станции разгерметизируются, всюду опасность.
И всюду – клише. Ничего нового со времён «Армагеддона» и «2012» зрителю не показали. Заявленный геошторм так и не начался (убейте меня за спойлер), героические жертвы отсутствуют. Больше всего меня поразили ЗВУКИ В КОСМОСЕ. Ага, все уже знают, что там нет воздуха, и акустические волны не распространяются. Но всё бабахает в лучших традициях Голливуда. Персонажи в хрупких скафандрах летают среди металлического хаоса, и ни один осколок (ни один, Карл!) не пробивает шлем и не вспарывает ткань комбинезона. Натыкаясь в невесомости на препятствие, человек летит дальше, нарушая все мыслимые физические законы.
Я ожидал чего угодно. Сбой мог быть просто сбоем по халатности или коварными происками искусственного интеллекта. Но вот ИИ здесь и не пахнет. Всё гораздо прозаичнее. Потенциально неплохая катастрофа с перспективной идеей превращается в политический триллер, обильно сдобренный пафосными нравоучениями.
Проблески смысла
Между тем, рациональное зерно в картине присутствует. Если гипотетически представить ситуацию, когда все климатические процессы на планете контролируются из одного центра, это вызывает справедливые опасения. Мелкий баг, любая недоработка – всё это имеет катастрофические последствия. А ещё есть всевозможные радикалисты, сектанты, хакеры и городские сумасшедшие из Вашингтона, округ Колумбия. Невольно задумываешься: а надо ли?
Режиссёр, сам того не подозревая, затронул ряд серьёзных этических проблем. Разумно ли создавать инструмент, способный менять климат Земли, при отсутствии прозрачного контроля со стороны общества? Готово ли человечество к серьёзным технологическим прорывам, не изменившись внутренне? И, представьте себе, в конце фильма звучит очень разумная мысль. Нечто подобное уже говорил Артур Кларк, когда журналисты спросили у него, почему человечество в 2001 году не отправило астронавтов к Юпитеру. Вот ради этой финальной фразы и стоит посмотреть фильм. Ну, или промотать до этого момента.
Оценка: 5/10
Ян Бадевский (@zaebooka)