Анафора как средство речевой выразительности
Хочу рассказать вам о ярких и запоминающихся выразительных средствах русского языка, а начну своё повествование с фигур речи, которые мы используем для придания тексту яркости и выразительности.
фото
Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, используются в художественных целях и в поэзии, и в прозе. Фигуры речи представляют собой особые синтаксические построения, которые служат для того, чтобы усилить выразительность.
- Мягко стелет, да жёстко спать,
- ... а время-то бежит...
- Кто не знает, чего хочет, должен хотеть того, что знает.
- я возвращаюсь в город на Неве,
- он взял три недели отдыха и билет в Венецию,
- с вокзала он прямо сюда.
Мы настолько привыкли к подобным фразам в устной и письменной речи, что даже не замечаем использованные здесь фигуры речи и тропы. А ведь многие люди даже не знают об их существовании. Между тем, тропы и фигуры речи занимают в нашей жизни настолько важное и прочное место, что представить без них даже обычный повседневный разговор довольно сложно...
Античные мыслители рассматривали фигуры как некие отклонения речи от естественной нормы, "обыденной и простой формы", некое искусственное её украшение. Современный взгляд, напротив, исходит из того, что фигуры — естественная и неотъемлемая часть нашей речи.
Начну своё повествование с анафоры.
Анафора
это единоначатие, повтор в начале предложения отдельных оборотов или слов, используется для усиления мысли, явления или образа. Анафора (от др.-греч. ἀναφορά переводится как "восхождение") — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда:
Как передать красоту неба?
Как рассказать о чувствах, которые переполняют в этот момент душу?
фото
Или помните у В.Высоцкого:
Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться…
…начерти на карте план...
В этом примере слово "чтобы" перечисляет все невзгоды, которые можно встретить, если не начертить некий план. Однако и анафоры бывают разные:
- звуковые: "Шуршали шелесты струистого стекла...(М.Волошин),
- морфемные: "…черноглазую девицу, черногривого коня!" (повторяется корень "черн"), а не всё слово,
- лексические:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь... (С.Есенин).
- Синтаксические:
Быть может, вся Природа — мозаика цветов?
Быть может, вся Природа — различность голосов?
Быть может, вся Природа — лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа — желанье красоты? (К. Бальмонт).
фото
- Строфические: при которых повторение может стоять в начале каждой из строф, причем это может быть как одиночное слово, так и словосочетание, и в большинстве случаев – восклицательное:
Земля!.. От влаги снеговой…
Земля!.. Она бежит, бежит...
На тыщи верст вперед.
Над нею жаворонок дрожит
И про нее поет.
Земля! (А.Твардовский).
- Строфико-синтаксические, когда в начале строфы ставится повторяющееся предложение с некоторыми смысловыми изменениями, например: "Пока не жаждет пулемет, ...пока не страждет командарм…(Н. Тихонов).
А в следующей зарисовке о средствах речевой выразительности поговорим о фигурах слова, и фигурах прибавления, к которым относят разного рода повторы и точные и неточные: эпифора и градация, многосоюзие и плеоназм.