Рубрика «ПОСТгуманизм» [Рецензия]. «Мастер снов» Алексея Пехова, Елены Бычковой и Натальи Турчаниновой: баю-баюшки-баю, не ложися на краю…
Дизайн @konti
Автор: Ян Бадевский @zaebooka
Мне нравятся сюжеты, в которых основные события разворачиваются в иллюзорном мире — подсознании героев, виртуальной реальности или сновидениях. В подобных локациях можно оторваться по полной, выстраивая запоминающиеся фантасмагории и порождая неведомых чудовищ. Что, собственно, и сделали авторы «Мастера снов» — романа, изданного в 2014 году «Альфа-книгой» в серии «Фантастический боевик». Книга получилась достаточно самобытной, образной и атмосферной. К теме сновидений отечественные писатели обращаются нечасто, да и написано большинство современных текстов жутким языком. И вот, вы берёте в руки «Мастера снов». Думаете, что получили нечто на стыке неудержимого Кита Лаумера и уютного Макса Фрая. Втягиваетесь в этот мир, подсаживаетесь на героев… Не спешите с выводами. Минусов тоже хватает.
О чём книга
Вселенная Полиса. Необъятный город-государство, простирающийся на территории альтернативной Европы. Соавторы явно не указывают на параллельный срез реальности, но мы понимаем, что в современном обществе нет предпосылок для подобного развития событий. Реальность абсолютно утопическая, базирующаяся на культуре Древней Греции. Доминируют биотехнологии, люди стали счастливыми долгожителями — уравновешенными, гармонично развитыми и дружелюбными. В подавляющем большинстве. Но были в истории Полиса и мрачные времена, связанные с бесчинствами дэймосов.
Мэтт, главный герой произведения, — перевоспитавшийся дэймос (создатель кошмаров). Он — ученик легендарного мастера снов по имени Феликс, погибшего при загадочных обстоятельствах. Сейчас Мэтт находится под наблюдением «правильных» сновидцев, лечит людей через ткань сновидений и помогает Пятиглаву охотиться на своих бывших коллег. Пятиглав — это что-то наподобие высшего правительственного органа сновидцев. Роман начинается с вторжения в жилище Мэтта девушки по имени Хэл, поругавшейся со своим парнем. Хэл — тоже дэймос. Мэтт берёт девушку к себе в ученицы и пытается защитить её от Пятиглава. Теперь самое главное — направить Хэл по нужной дороге и сделать так, чтобы импульсивная особа никого не убила во сне.
Моё мнение
«Мастер снов» открывает трилогию, в которую также входят недавно написанные романы «Создатель кошмаров» и «Эринеры Гипноса». Пехов, Бычкова и Турчанинова основательно подошли к сбору материала по культуре и мифологии античной Греции, создали обширную классификацию дэймосов и «правильных» сновидцев, хорошо прописали антураж. Фантазии, разворачивающиеся в мире снов, завораживают — это калейдоскоп запоминающихся образов, формирующих неповторимую атмосферу. Хорошо поработали соавторы и над самим Полисом — районами, архитектурой, транспортной системой, государственным устройством. Складывается ощущение, что эллинистическая цивилизация продолжила развиваться, благополучно пережила римлян, варваров, византийцев и несколько мировых войн, чтобы достичь точки наивысшего расцвета.
На протяжении всего романа вам будет трудно определить жанровую принадлежность произведения. Гиперпетля, коммуникаторы, планшеты и прочие технологические игрушки указывают на фантастику «ближнего прицела», но фантдопущение о вмешательстве в подсознание через сны — это один из приёмов фэнтези. Всё, что творят дэймосы и охотники на них, больше напоминает магию, чем атрибут классической НФ. В какой-то момент начинаешь уставать от людей с атлетическим телосложением и выхолощенным мировоззрением. Слишком много Греции, боги и мифологические создания лезут из каждой щели.
Надо отдать соавторам должное: они постепенно наращивают градус напряжённости, нагнетают жути и вводят таинственного антагониста, сила которого превосходит возможности главного героя. Откровенные сопли отсутствуют, боевые сцены прописаны жёстко, но без фанатизма. Жирный минус — полностью скомканная концовка. Да, я понимаю, что «Мастер снов» — первая часть трилогии. Но это не значит, что роман можно обрывать на полуслове, не развив толком ни одной сюжетной линии. Где кульминация? Где эпичное противостояние и намёк на грядущие события? Намёк, Карл, а не кричащая реклама цикла. Роман мог бы получиться самодостаточным и оригинальным — для этого есть все предпосылки. Но я не хочу читать все три части, чтобы получить удовольствие от первой. В общем, «семёрку» поставить не могу из-за убитого финала. А «шестёрку» — из-за приятной атмосферы и понравившихся героев. Так что выбираю золотую середину.
Оценка: 6,5/10
Ваш Ян Бадевский @zaebooka