АПГРЕЙД. МАШИНЫ ВСЁ РАВНО ПОБЕДЯТ
Современная фантастика либо изобилует слишком примитивной подачей материала, либо слишком много не договаривает, оставляя море для рассуждений. Редкие фильмы оптимально балансируют на лезвии бритвы между банальностью и догадками.
Лента "Апгрейд" в первую очередь является глубокой переработкой всего того, что мы раньше видели в "Превосходстве", "Газонокосильщике", отчасти даже "Робокопе" и "Терминаторе". Однако это не помешало поднять в фильме реальные проблемы интеграции искусственного интеллекта и его неизбежного доминировании над человеческим разумом — слишком сентиментальным, слишком податливом, слишком предсказуемом.
Первое на что обращаешь внимание в этом фильме - это невероятная работа звуковиков. Мрачность переживаемого немного напоминает "Бегущего по лезвию" и набор звуков и музыки похож, но в данной канве повествования он создаёт совершенно новый узор, как старый калейдоскоп из привычного набора крашенного стекла всегда формирует новую картинку. Звук погружает в атмосферу происходящего похлеще визуального ряда, а это вызывает новые эмоции от просмотра кино.
Подбор актёров мог быть и получше, но STAM (всемогущий процессор) даром что остаётся весь фильм безликим, пугает похлеще любого злодея. Кстати, сценарий писал автор строк к таким лентам как "Пила" и "Астрал", поэтому некоторое влияние старого-доброго "я хочу сыграть с тобой в игру" ощущается.
Заснуть точно не удастся, тем более, что авторы отошли от привычного "2 часа хронометража любой ценой" в угоду более привычному 1 часу 40 минутам. Это позволило фильму войти в ряд лучших за последнее время фантастических лент без намёков на продолжение.
Что немного не дотягивает до идеала? Довольно банальная и предсказуемая концовка. Хотя свой основной месседж "машины всё равно победят" она доносит очень чётко. Человек всегда проиграет бесстрастному разуму, лишённому чувств и просчитывающему ходы наперёд. Ну и немного неуместные шутливые вставки во время сцен драк. Отдаёт "марвелом" и постановочными веселыми боями в комедийных лентах. Плюс возможности человеческого организма ограничены и то, как его использует "Стэм" всё-таки слишком нереалистично. Даже Нео в "Матрице" смотрится органичнее. Или скажем, вот эти встроенные в руки пистолеты — отдача ушатала бы мышцы и кости после десятка выстрелов, чего в фильме, конечно, не происходит.
Критики неизбежно сравнивают "Апгрейд" с "Веномом". Последний я пока не смотрел, но с точки зрения влияния прогресса на жизнь людей Upgrade однозначно смотрится выигрышно. Он поднимает такие проблемы, с которыми человечество действительно столкнётся очень скоро.