Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
midnighter2017
5 лет назад

ЧАК ПАЛАНИК. КОЛЫБЕЛЬНАЯ. ПОЛТОРЫ НЕДЕЛИ МУЧЕНИЙ

Вы знаете, не перестаю убеждаться в том, что мировая литература очень выиграла бы, если бы некоторые писатели оставались авторами одной книги. Витя Мартинович мог бы тормознуть на чём-то одном, госпожа Алексиевич и прочие Киплинги, Толстые (почти все), Сэлинджеры, Ленины, Ницше и Шопенгауэры. Но нет, писательский зуд большинства честолюбивых мастеров пера неудовлетворим и мы в единичных случаях становимся свидетелями нетленки, свято хранимой и передаваемой из поколения в поколение, как византийская икона.

Чак Паланик известен миру прежде всего благодаря "Бойцовскому клубу" — произведению, равно как фильму, выдающемуся. К сожалению, это не единственное творение старины Чака и поэтому желание познакомиться с другими толкнуло меня в авантюру по прочтению "Колыбельной" (Lulaby). Данная книга оказалась ярким примером того, что я называю "шизофренический винегрет". Ну или проще говоря, книгой, которая не несёт ничего, но претендует.

Начинается произведение довольно бодренько и читается с интересом. Скорое расследование приводит журналиста мистера Стрейтора к выводам о том, что существует некая баюльная песня, позволяющая дистанционно и бесконтактно убивать людей. Это выводит его на таких же киллеров, толкает на приключения и приводит к весьма специфической концовке.

Есть такие книги и их немало, которые что прочитал, что не прочитал — совершенно одно(х)типно. Как говорят мне знакомые поклонники рок-музыки "она должна заставлять думать". "Колыбельная" также претендует на этот посыл, но непонятно, зачем в канве произведения это делать. Ну есть попытка выставить на передний план незамысловатой бродвейской пьески проблему Бога и "тварь я дрожащая". Ну обсуждаются вскользь несовершенные эмоции и порывы людей. Ну присутствует тут классическая триада для удара по эмоциям "любовь-власть-саморазрушение". Но этого мало. Возможно, хватало в 2002 году, когда, собственно, "Колыбельная" увидела свет.

Паланику местами не откажешь в самобытности и оригинальности изложения. Но эти дешевые приёмы с многократным самоцитированием и повторением, пришедшие в литературу из ранних брошюрок по НЛП начала 70-ых, надоедают. А концовку теперь придётся раза три перечитывать, потому что кто в какое тело там вселился, как обменялся и куда перешёл — это отдельный треш.

А главное — зачем? Мотивы? Центральнообразующее звено поведения персонажей. Унылая борьба за власть и всемогущество? Слабо и тупо, Поединок Карла с Нэшем — это вообще верх идиотизма. Кровь, горячка, нигилизм, единение в невесомости — набор традиционного фарша для артхаусного чтива присутствует в полном объёме. Паланик строго следует рецепту и не пытается изменить дозировку ни на мг.

Я эту книгу не понял. Проблемы всемогущества в ней подняты слабее, чем у Стругацких. Морально-этические аспекты не дотягивают до христианских заповедей. А отношения у Пелевина (такого же шизогенератора) описаны как-то пронзительнее. Как и хорошая песня, надо, чтобы книга вела, но не слишком уводила. А здесь все — СМИ, шум, промывка мозгов, власть, колдовство, заклинания и т.д.

Винегрет с черносливом.

1
2.619 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые