ГАТТАКА. НЕПРИЗНАННАЯ ФАНТАСТИКА... И ЭТО ХОРОШО
В мире снят целый пласт т.н. "непризнанной широким зрителем" фантастики. Это провалившиеся в прокате фильмы, не нашедшие отклика у потребителя. Одним из наиболее ярких представителей жанра является лента "Гаттака".
Сейчас я рискую вписаться в сонм тех самых широких зрительских слоев, не оценивших философскую глубину и истинный смысл этого фильма. Рискую показаться обычным потребителем киножвачки, чуть выше по уровню развития фанатов "Движения вверх", но явно хуже высоких ценителей "Гаттаки". И всё-таки скажу - фильм мне не понравился.
Начнём с хорошего. Поражающая воображение игра света и цвета, активное применение цветофильтров и естественного освещения. Прекрасные находки в виде отдельных кадров (старты ракет в космос, момент, когда героиня Умы Турман смотрит в зеркало заднего вида и видит там ГГ). Местами фильм бьёт куда-то в левое предсердие и вдохновляет (но чаще всё-таки нет).
Прекрасно играет Джуд Лоу. Он единственный, пожалуй, запоминается своей игрой. А ну ещё детективы в конце. Фильм понравится довольно банальным "неважно кто ты по рождению, ты можешь всё". Изменить мир, улететь в космос со слабым сердцем, победить брата в заплыве. Этакая фэнтези-мотивашка, снятая на 14 лет раньше ленты "Время", где все те же мотивы разжёваны и положены в мозг более явно.
Теперь больше о плохом. Я, как скромный автор фантастических рассказов, оценил два момента: отличную подачу мира, где генетика и евгеника достигли невероятных высот, а также строгую дифференциацию людей по генетическим признакам. Но в остальном мир не раскрыт вообще. Это диктатура или общество справедливого равенства, где уборщик не ропщет по поводу своего низкого социального статуса, а космонавт наслаждается привилегированным положением? Зачем люди летают в космос? Не отправляют ли их туда на заклание после выполнения миссии на Земле? Почему все ездят на однотипных электромобилях? Полностью заброшена медицина и структурировано образование?
Фильм оставляет ну слишком уж много простора для фантазии, чего неподготовленному зрителю давать нельзя. Остальным же предлагают фактически написать свою повесть в жанре сай-фай с малым числом вводных. Это плохо, друзья, это очень плохо, ибо начинает хромать и логика мира (появление ГГ и его донора на публике одновременно, и слабый намёк на убийцу, и вялая любовная линия, и непонятный статус самого объекта "Гаттака"). Для меня фильм оказался коктейлем из "Бегущего по лезвию", "Время" и "О, дивный новый мир". Причём в неправильно смешанных пропорциях.
Ну а встреча ГГ с важным человеком в его жизни в конце фильма отчасти иллюстрирует высказанную в ленте мысль о том, что мы перестали смотреть на лица. Создатели фильма нас подкалывают и это неплохо. Но это немного размазывается по общей картине и некоторые сцены откровенно не понятны, излишни и не несут смысловой нагрузки. Ну либо несут слишком заумную. Явная алогичность происходящего и красивый фон только добавляют фильму недостоверности.
Мотивация героя тоже хромает. Он не знает об истинных целях полётов в космос. Возможно таким образом странное общество избавляется от слишком лучших и успешных жителей. Что они могут исследовать на ледяных планетах? Неясно. Да, ГГ говорит, что чувствует себя будто не с этой планеты и это цепляет, но как мотив для проведённых им действий выглядит слабовато.
В общем "Гаттака" является не культовым, а именно недооцененным фильмом. И это во многом неплохо, ибо ну слишком уж он непонятный и слишком много места оставляет для зрительской фантазии. А это в случае с масс-продуктом губительно.