Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
midnighter2017
5 лет назад

ИГЛА. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ СТРИТ-МУВИ

Для фильмов эпохи перестройки приготовлено отдельное место в музее кинематографа. Вялые экскурсоводы будут с гордостью показывать вам "а вот здесь оригинальные фильмы начала XX века", "здесь "золотой век" - ленты шестидесятых", "невероятный прорыв в графике начала двухтысячных". На ваш вопрос (в каждой экскурсии есть такой приставучий посетитель, который задает глупые вопросы по любому поводу) "а здесь что?", экскурсовод Раиса Контрзаводская ответит: "а здесь так, перестроечное кино".

Поэтому и рассматривать их надо как не слишком желанных и любимых, но всё-таки рождённых детишек эпохи краха СССР. Одним из самых ярких представителей данной тупиковой ветки советского кинематографа является фильм "Игла".

Договоримся сразу, что рассматриваем здесь не личность Виктора Цоя, не его песни и творчество, а исключительно фильм. И фильм этот, снятый в нарочитой манере уличного примитивизма, местами просто невероятно хорош.

Его очень спасает хронометраж - всего 1 час 15 минут, хотя даже за это время ловишь себя на мысли, что смотришь очень длинный клип либо группы "Кино", либо "Би-2". Минимум диалогов, незабываемые локации и маргинальные исполнители ролей - всё это погружает в какую-то странную атмосферу. Непревзойдённая работа звуковиков, наличие постоянно закадрового шума от ТВ, ветра, техники - это просто великолепно. Финальная сцена - потрясающа. В итоге создаётся атмосфера не депрессии, нет, не безысходности, но чего-то такого трансцендентного, от чего хочется курить. Курить постоянно.

Эпизод с поездкой "к морю" просто гениален. У меня нет других слов, это настолько крутой сценарный вираж, что его трудно повторить в будущих фильмах хотя бы в виду уникальности Аральского моря. Теперь можно говорить девушке "я отвезу тебя к морю" и со спокойной душой везти её на солончаки Арала. Главное, чтобы она не была наркоманкой, как в фильме.

Наркомания в СССР, чтобы там не писали всякие антисоветские сайты, пусть и со ссылкой на сводки МВД, расцвела именно в 80-ые. Ей посвящали статьи, фильмы и пропагандистские ролики. Собственно и режиссёр "Иглы" Нугманов решил сделать это вроде как центральной, а вроде как и побочной линией фильма.

Собственно, отчасти разорванность сюжета, отсутствие драматургии и его слишком явная "покадровость" немного ухудшает восприятие ленты. Больше напоминает подростковое неумелое кино. Главный герой из Цоя, честно говоря, так себе. Неприкаянный, немотивированный. Аналога Брюса Ли из него не вышло - слишком уж не раскрыта тема противостояния с наркомафией. Нет акцента на его музыкальном искусстве - он гитару в фильме в руки не берёт. Актёрская игра - жуткая, Александр Баширов на его фоне просто лауреат на "Оскар". В общем, герой как-то защёлкнут на Дине, сам не раскрывается от слова совсем.

Поэтому если есть фильм в жанре "роуд муви", то это чистое "стрит муви". Хаты, завод, заброшенный цирк-зоопарк, Аральское море... Если долго вглядываться в кастрюлю с черной водой, можно представить, что пялишься в Марианскую впадину, но это не отменяет того факта, что это лишь кастрюля с водой по локоть. Так и этот фильм - можно выдумать себе глубину (экзистенциальный посыл позволяет), но он на самом деле останется очередным полубезумным изданием плохого времени в месте перелома эпох. И это при всей гениальности отдельных сцен и кадров.

2
1.847 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые