ОРЁЛ ПРОТИВ АКУЛЫ. КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА ЛЮБОВЬ
Когда пытаешься посмотреть современный модный и титулованный европейский фильм, ожидаешь увидеть некий скрытый посыл. Однако современное модное европейское кино состоит всего из 5 ингредиентов:
- ЛГБТ
- Мигранты
- Суицид
- Толерантность
- Проданное китайцам национальное величие
И тем неожиданнее, когда "европейское" в твоём понимании кино ты находишь у, например, новозеландского режиссера Тайка Вайтити. И совершенно случайно в его искрометном фильме "Орёл против акулы".
Вайтити не боится удариться в гротеск и сделать при этом великолепный романтическо-комедийный микс. В центре фильма — чудаковатая парочка. Она работает в точке фастфуда, он — в магазине комиксов. Их нелепое сближение показано так мило и непосредственно, что невольно улыбаешься, наблюдая за этим принципиально гиперболизированным действом. Странные разговоры, забавные турниры на вечеринках, злость и непринятие со стороны окружающих — и всё это без геев, пакистанцев и политики. Это фильм о людях вокруг нас и иногда даже о нас самих.
"ОпА" целиком построен на высмеивании стереотипов и юмор местами немного переходит грань, но подаётся это так умело, что "чернота" почти не ощущается. Идиллическую картину дополняет "яблочный символизм", который приводит к параллельной иллюстрации финала.
Отличным фоном идут придурковатые родственники, которых герои любят несмотря ни на что. Между строк подаётся идея, что чужой человек может помочь тебе наладить отношения с роднёй и вернуть в лоно большой и крепкой семьи. А ты можешь подарить ему веру в себя, веря, что он лучше всех играет на гитаре и потрясающе рисует. Это довольно оригинальный закулисный посыл и за внешними шутками и высмеиванием он прослеживается очень чётко. Ну и конечно, любовь, которая выражается в нескольких очень ярких диалогах и приводит к мысли о том, что каждый имеет право на неё.
Снять подобные смешно-грустные фильмы — это искусство и Вайтити несомненный режиссер-самородок. За полтора часа вам преподносят красивую историю, внешне эксклюзивное блюдо, в котором, однако, чувствуются близкие и знакомые нотки. Но блюдо от этого не становится пресным. Ибо действие проходит на фоне старых машин, великолепных островных видов и невторостепенных персонажей. Никого лишнего в фильме нет, все сюжетные линии логично и закономерно сводятся к финалу.
Вайтити снял универсальное кино, хотя, конечно, приколы про "автобуса сегодня не будет, подожди три дня" понятны в основном местным. Но сестра главгера и её с мужем попытки "замутить" бизнес, вначале по запуску линии спортивной одежды, а затем продажи косметики — это нечто такое родное, отчего у зрителя в далёкой и холодной Беларуси знакомо ёкает сердце. А универсальность фильма для любой аудитории — это признак гениальности режиссёра и верное указание на классное кино. По сравнению с абсолютно чужой мне "Второй жизнью Уве", "Орёл против акулы" побеждает с большим отрывом.
Сюжетные линии порой предсказуемы, даже чаще предсказуемы, но режиссёр с легкостью обманывает вас каким-то второстепенным действием, смешным или призывающим задуматься. Он как бы говорит, "да, парень, ты меня раскусил, похлопай сам себе в ладоши, а как тебе вот это?". Данный хитрый ход вызывает расположение зрителя, льстит ему и оставляет о ленте только хорошие впечатления.
Из виденного ранее чем-то, очень отдалённо, напоминает российскую ленту "Неадекватные люди", только без этого нашего достоевского самокопания и попыток везде найти смысл. Герои новозеландского фильма уверены - жизнь прекрасна и без всякого смысла. А поддержка тебя даже в самых безумных начинаниях - бесценна.