Когда нет места жизненным и творческим стереотипам. Интервью с фотографом Дмитрием Мельниковым.
Привет, Дима.
Привет.
Начну с того, что процитирую тебя : "Я люблю снимать и путешествовать, но когда ты молодой, только закончивший университет, парень, тебе ничего не остается, кроме как бросить лишь самые необходимые вещи в рюкзак, найти попутку через сервис Blablacar и поехать путешествовать по России". Кто ты по образованию?
Налоги и налогообложение, экономист (улыбается).
Но работа по профессии в твоей жизни, как я понимаю, получила полнейший дизлайк. Почему?
Абсолютно не устраивало то, что я изучал на протяжении четырех лет. Сидя на парах я писал сценарии, рисовал какие-то зарисовки, придумывал идеи для съемок. Уже на третьем курсе я определился с тем, чем хочу заниматься, было желание бросить университет, но родители уговорили просто для галочки закончить высшее образование.
Смотря на тебя, твои работы, проекты, в которых ты принимаешь непосредственное участие, очень хочется сказать, что ты человек, который нашел себя и фотография это то, что у тебя безумно круто получается и чем ты действительно хочешь заниматься. Это так?
Да, это так, ничем другим и не думал даже заниматься.
Расскажи, что стало отправной точкой твоей истории, как фотографа, во сколько лет начал снимать и когда получил первые деньги за съемки?
Первый раз я начал снимать в классе десятом. Я встречался с одной девушкой, у которой была мыльница, мы просто ходили с ней, фотографировались. Потом отец со своей работы начал приносить мне какой-то корпоративный фотоаппарат, очень простой, я на него фотографировал своих друзей и потом, когда мои фотографии увидел мой знакомый из Москвы, а он был, так скажем, из очень обеспеченной семьи, он просто подарил мне профессиональный фотоаппарат и прислал его по почте на День рождения. С тех пор я начал более серьезно заниматься съемкой и где-то на втором курсе я уже начал получать первые деньги.
А первая коммерческая съемка какая была?
Первая, я даже не могу вспомнить. Кажется, это была свадьба. А, нет, это была выписка из роддома.
Снимаешь только в своем родном городе?
Почти везде. Москва, Саратов, родной город. Было бы круто снять в Питере, больше красивых мест.
То есть ты принадлежишь к числу тех счастливых людей, чье хобби в конечном итоге становится непосредственным заработком?
Я надеюсь, что окончательно стану тем счастливым человеком.
Дим, расскажи о твоей работе для Первого канала.
Это было случайное знакомство. Меня замечает оператор, который работает на Первом, ему безумно понравились мои фото, он написал мне, спросил чем я занимаюсь, где живу. В итоге я начал интересоваться его сферой, он рассказал, что работает на Первом, снимает рекламу и с удовольствием пригласил меня участвовать в одном из проектов. Это был ноябрь, съемка промо-ролика для Первого канала. Я был вторым оператором на этой площадке, у меня была своя камера, своя локация на которой я отснял сцен тридцать , с восьми утра до часу ночи.
В бешеном режиме?
Да, там был очень бешеный режим. К нашему приезду уже должны были быть готовы локации, выставлен свет, но этого всего не было, половину даже не привезли, съемка должна была начаться в девять, а началась она в одиннадцать, два часа времени мы уже потеряли. Начали снимать тестовый, самый первый ролик, чтобы все понять, настроить, еще два часа времени. Нам нужно было тридцать скетчей снять, они по пять секунд, но это очень много. Постоянно меняют локацию, людей, очень трудоемкая работа. Мне очень понравилась реакция режиссера, когда стоит снегурочка, она должна смотреть в камеру, улыбаться, камера на нее едет, ветер обдувает ей волосы и кадр естественно должен быть таким волшебным, магическим, новогодним, а режиссер сидит за пультом смотрит на экран и говорит : " Я не вижу волшебства. Что это? Где волшебство?". И в итоге мы все начали думать где взять это волшебство (смеется).
Ну мне кажется это колоссальный опыт.
Да, это очень интересно, учитывая, что у меня нет абсолютно никакого образования в этой сфере. Ты приходишь, встаешь за профессиональную камеру, в которой ты ничего не знаешь, хорошо, что есть механик, который занимается настройкой камеры, чтобы оператору было меньше работы. И я с этим механиком перешептывался, он помогал мне. Кстати, моей помощницей была девушка, которая окончила ВГИК на документального режиссера. Она ходила просто пешкой, хлопушкой, я , человек, который не имеет никакого образования, распоряжался тем, чем ей заниматься на площадке, чувствовал себя королем. Это незабываемо и хочется побыстрее повторить.
Ты же еще видео снимаешь. Одновременно в голову мысль пришла снимать фото и видео?
Изначально хотел снимать видео, но первые мои камеры не позволяли это сделать. Мое первое видео было из фотографий, я делал очень много таких последовательных фото, передвигал предметы, получилась классная такая анимация. Уже потом мне тот знакомый из Москвы подарил вторую камеру подряд, она уже снимала видео. Тогда уже всё и пошло. В тот момент я вообще перестал фотографировать, я делал ролики, снимал клипы друзьям рэперам, снимал просто какие-то безумные истории, пару короткометражек хотел снять, опыт конечно горький.
Почему горький? Хороший, тобой придуманный, сюжет.
Хороший? Ты смотрела?
Смотрела.
Какую?
"Ничего не изменить" вроде.
Там актерская игра была ужасной, согласись.
Ну она не зависит от тебя.
А от кого? От режиссера и зависит. Я там, кстати, режиссер, оператор, монтажер. Сложно совмещать в себе все. Вот и другая сторона съемок. Когда снимаешь короткометражку сам, то отвечаешь за все именно ты, а когда попадаешь на серьезную съемку промо-ролика для Первого, то там огромное количество людей и огромное количество обязанностей для каждого.
А негативные моменты были за твою фото историю?
Были, когда только начинал снимать. Я подрабатывал в клубах в своем родном городе, снимал видеоотчеты. Каждый вечер были какие-то стычки, пьяные люди. Привыкаешь со временем к неадекватности людей. Главное в таких ситуациях быть максимально хладнокровным, сдержанным, не обращать внимание.
Расскажи о своих планах на ближайшее время. Есть ли какие-то проекты, которые которые хочешь реализовать?
Есть пару проектов. Вести блог, связанный с фэшн. Если и развиваться в фотографии, то это скорее фэшн, потому что сейчас это очень востребовано. Творчество, конечно, не надо бросать, но заниматься им уже больше для себя нужно. А так, уже больше какими-то коммерческим проектам хочется уделять время. Пока я вижу такой путь. Безумно хочу снимать короткометражные фильмы, но опять же, снимать видео очень сложно, потому что чем сложнее проект, тем больше необходимо людей и тем больше ответственности на этих людях, не только на тебе, но и на других.
У тебя стиль фотографий очень самобытный, смотришь на фото и говоришь: " Ну, это Дима Мельников". Сложно с кем-то спутать. Ты искал этот стиль, вырабатывал в себе или как он появился?
Не знаю даже, есть ли у меня какой-то свой стиль, но я его не вырабатывал, у меня нет никаких примеров, даже фотографов не знаю. Одного только - Пинхасов. Влияние было моих друзей, которые живут в Питере, из-за них появилось больше желания фотографировать, благодаря им я обрел какой-то иной взгляд на вещи, которые тебя окружают. Я больше ухожу в минимализм, знаешь, это такое отстранение от деталей и выделение одной главной. Эти друзья из Питера и научили такому взгляду, потому что раньше я его не понимал. А дальше уже само по себе идет, даже не задумываешься, все происходит спонтанно.
А как ты думаешь, можно ли развить в себе особое видение мира, идти и просто не задумываясь видеть кадр? Или это все непосредственно с опытом приходит?
С опытом и разовьешь. Вообще, я склонен делить людей на категории. Есть визуалы, есть аудиалы. Один человек склонен заниматься музыкой, ему это больше дается и он меньше успехов достигнет в фотографии. Нельзя сказать, что он не станет хорошим фотографом, но человеком, который перевернет мир фотографии, он навряд ли станет, зато у него есть возможность перевернуть мир музыки. Ты можешь развить в себе любые качества, но для этого нужен опыт, постоянная работа.
А поменять не хочешь что-то в своем стиле?
Конечно хочу. Я хочу попробовать много стилей. Хочу научить делать хорошие портреты.
Ни в чем другом себя не видишь, кроме фотографии?
Абсолютно. Чем-то другим параллельно я пробовал заниматься, но нет того вдохновения, меня не на долго хватает. А когда видишь лежащий на полке фотоаппарат, в душе какая-то искра. Я фотографирую лет 6-7, любовь к этому только увеличивается.
Ты путешествовать любишь, в ближайшее время хочешь куда-то поехать?
Хотим съездить в Екатеринбург. У Екб большой рейтинг, природа красивая, в плане архитектуры тоже хвалят, говорят, что он чем-то напоминает Питер. Еще можно добраться до Калининграда, либо до Сочи, а, теперь еще Крым.
Там очень красиво.
Да, там безумно красиво, мне не важно чей он (смеется), я очень хочу там побывать.
А какой бы ты дал совет тем, кто как и ты захотел сделать свое хобби основной своей профессией?
Если ты любишь какое-то дело, хочешь им заниматься, не занимайся ничем другим, посвящай себя и свою жизнь этому. Если ты хочешь сочинять музыку, то ищи любую возможность заниматься именно этим или близко к этому, не иди на бухгалтера, экономиста или менеджера, не трать свою жизнь впустую.
Теперь я буду задавать тебе блиц-вопросы, ты должен ответить на них одним словом.
Хорошо.
Если можно было бы охарактеризовать все твои снимки одним цветом, то каким бы он был?
Красный.
Если не фотография, то что?
Секс.(смеется)
Я талантливый, но?
Ленивый.
Фото - это?
Жизнь.
Продам душу дьяволу за?
Новый фотоаппарат.
Одни из работ Димы Мельникова :
Контакты Димы Мельникова :
Instagram
Вконтакте
Интервью подготовила Калашникова Мария, мастерская Кудрявцевой.