РОК-КАЛЕНДАРЬ: 19-го марта 70 лет Валерию Леонтьеву. Свет погасшей звезды…
Да, это не рок даже в моём бесконечном приближении (хотя в начале карьеры он качался от попсы к року и непонятно было – что победит), и как певец он от меня страшно далёк, и близким уже не будет, но и пройти мимо этой даты не хочу – мне есть, что сказать, хоть и не совсем поздравительное.
Прошу всех любителей творчества этого артиста меня извинить – я с большим уважением отношусь к нему, как к человеку, который сделал из себя, своим колоссальным трудом – из себя мега-звезду России и её постсоветских окрестностей – это без базара. В начале его творчества я обратил на него внимание сразу и много от него ждал. Увы, в творческом смысле мега-звезда погасла, и уже давно, а тот свет, что до нас доходит – уже не греет (естественно, это мнение только моё – старого рокера, слышавшего многое и многих, и имеющего на всё свой взгляд, который может быть и неправильным – но уж какой есть).
Валерий Леонтьев родился 19 марта 1949 года в селе Усть-Уса в Коми АССР, в семье ветеринаров-оленеводов. Никто и ничем не мог ему помочь в этой жизни – пришлось всё самому. За это его можно только уважать, так как это было непросто, а для обычного человека – невозможно. Но он прошёл этот путь с блеском – и хватит на этом реверансов.
Когда он начинал певческую карьеру, ему невероятно повезло – на него обратил внимание композитор Тухманов и доверил ему свои песни, которые и заставили обратить внимание на юное дарование. Тогда и я заинтересовался его творчеством и, несмотря на большое количество никаких песен ни о чём в его творчестве – ожидал от него повторения таких глубоких вещей, как тухмановские «Брожу по жёлтым склонам», «Памяти гитариста», и абсолютного хита, который я слушаю с восхищением до сих пор, а тогда мы крутили его на вечеринках сутками – «Там, в сентябре». Сама запись песни была сделана необычно и в традициях серьёзного рока тех лет – с мужским и женским хором да бэк-вокале и необычно богатой инструментовке, на хорошей аппаратуре вещь просто вводила в транс… Но после «Полёта на дельтаплане» я плюнул, махнул рукой и забыл про такого популярного певца. Я думаю, он этого тоже немного потерял и не расстоился. Да, был ещё момент – примерно тогда же (может, чуть позже, в начале 80-х) на него обратил внимание другой творец звёзд – Раймонд Паулс. Это очень помогло в становлении карьеры Валерия. Я помню, в начале 80-х , будучи в командировке в Киеве, застал их совместные концерты – Паулс и Леонтьев, они длились очень долго, может – месяц, в самом престижном концертном зале – но билетов было не купить. Да я, честно говоря, и не старался.
Невозможно представить, но свои невероятные костюмы он шил себе сам. Причём, он раньше не умел этого совсем, просто, когда стал выступать на эстраде – жизнь заставила. В тогдашнем СССР ничего не было и местные дома моды выдавали ужасную халтуру, которую носить можно было только в тюрьме. Валерий взялся и у него получилось – в этом его победа и в этом же его поражение. При советской власти (многие не любят более короткое слово «совок» - поэтому и я стараюсь без нужды его не употреблять, хоть и не вижу в нём оскорбительного оттенка) его костюмы (например – классическая белая тройка с белыми же сапогами – сидевшая на нём идеально и делавшая его в наших глазах по тем меркам безумно элегантным – в нём он пел, насколько я помню, «Зелёный свет» - песню Паулса про светофор, который зациклился на зелёном) для того времени, когда мы одевались в костюмы фабрики «Большевичка» а джинсы были немыслимым дефицитом – были роскошными. Но время менялось, открывались границы, менялись взгляды – не менялся Валерий. Начинало явно проступать отсутствие вкуса (не в обиду ему - а откуда ему (вкусу) взяться? Если он не был врождённым (а, похоже – не был), то его воспитание – дело небыстрое и довольно трудное. Откуда ему на это взять время при его загруженности? Тогда надо или доверять своему вкусу, который может подвести, или полагаться на чужой – и это тоже может привести к конфузу). Новые его костюмы всё больше напоминали цирк с конями, и наводили на мысль, что ему бы выступать дуэтом с Киркоровым – и не сказать, кем лучше – певцами или клоунами… А ещё начинали мелькать совсем уже плохие мысли о сексуальной ориентации при виде совсем уже откровенных нарядов…
P.S. Недавно мне приятель моего внука, слушая Рамштайн, отшил меня так – пойди, дядя, Леонтьева послушай… И это было обидно. А вот если бы он послал меня послушать, к примеру, Утёсова – то и нормально, без обид. Почему так?
Валерий Леонтьев - "Бреду по жёлтым склонам"
Валерий Леонтьев - Там в сентябре
Григорий Лепс - Там, в сентябре (HD, Новая волна 2015)