Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
blackmoon
7 лет назад

“Игра престолов”: сериал аморальный или философский?

"Как же у меня силы духа хватает такие ужасы смотреть? Так мне еще и нравится!" - удивляются сами себе миллионы зрителей со всей планеты. Лично я в этом ничего парадоксального не вижу, и уж тем более не считаю правильной позицией внушать себе "Если я не разрыдалась на Красной свадьбе, значит, я сама тоже монстр". Нет, вовсе не монстр.

Зло воспринимается как зло только на контрасте с добром - или, вернее, на намеренно акцентированном противопоставлении с добром. Но в жизни исключительно редко бывает так, что добро и зло разделены четко и очевидно. Например, когда супруги разводятся и затевают судебную эпопею по дележке имущества, каждый искренне уверен: “Правда на моей и только на моей стороне!”. Когда Гитлер только-только начинал свою пропаганду, думали ли его соотечественники: “Ура! Мы рады встать на сторону зла!”? Нет, потому что Гитлер противопоставлял себя не добру, а злу извне.

В “Игре престолов” зло воспринимается как нечто само собой разумеющееся, просто потому что очевидного полюса добра там нет. В первом сезоне казалось, что таким полюсом могли бы стать Старки - но сейчас говорить о безусловной “доброте” этого клана уже невозможно. Во всей вселенной “Престолов” вместо полюсов есть лишь несколько индивидуальных островков добра, и то относительного. Например, неплохое впечатление производят Джон Сноу (оживший труп), сир Давос (бывший контрабандист), Бриенна (которая всегда честно старается кого-то защищать, только не всегда получается), Джендри (вроде неплохой парень...если память не изменяет).

Окончательное смешение, слияние добра и зла происходит по сюжетной линии с Браном и Детьми леса. Дети леса, отважно жертвующие жизнями в борьбе против Белых ходоков, сами же этих ходоков и породили. Мальчик-калека, по совместительству сын самого справедливого и благородного в Вестеросе воина, вдруг становится (позволю себе несколько неуклюже выразиться, но моя мысль заключается именно в этом) прямым следствием подлого удара в спину - не было бы тогда этого удара, не было бы в живых и отца Брана.

Зритель понимает - или нет, лучше сказать, ощущает - что добро и зло понятия не просто относительные, но временные. Милашка Дейенерис вырастает в хищницу, готовую казнить направо и налево. Алкоголик и развратник Тирион преображается в мудрейшего персонажа всего сериала. Злодеи - что Рэмзи Болтон, что Эурон Грейджой, что дочери Элларии Сэнд - не просто по-своему обаятельные, но чуть ли не самые притягательные персонажи всего хода действия. 

“Игра престолов” - это не пропагандистское кино про Красную армию против Белой, коммунизм против капитализма или католиков против лютеран. Это сериал про то, что никому не стоит доверять слепо; нельзя считать себя центром, вокруг которого крутится Земля; что дорога в ад слишком часто бывает вымощена благими намерениями - а также про то, что сердцу не прикажешь. Так что я бы причислила его не к аморальным и не к философским - а к самым что ни на есть жизненным.


картинки отсюда, отсюда и отсюда

8
44.639 GOLOS
На Golos с October 2016
Комментарии (19)
Сортировать по:
Сначала старые