Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
blackmoon
8 лет назад

Ломаный ритм строк: дефект или средство выразительности?

Неоднократно наблюдала на Голосе расхождение мнений касательно того, должны ли все строки стихотворения быть выдержанными в одном ритме или нет. Раньше я была пуристом, и одно смещенное ударение за, скажем, пять строф производило эффект занозы в подушечке указательного пальца. Теперь я целиком и полностью за эклектичность слога и за творческие эксперименты – сейчас объясню, почему.

Я в первую очередь лингвист и только в последнюю – эстет. Мне интересно исследовать выразительные возможности языка – любые, всякие, все. Нам с вами повезло родиться носителями исключительно пластичного языка, в котором на корень слова, как на шампур, можно насадить головокружительное количество приставок и суффиксов с неохватным спектром значений. В наиболее распространенных мировых языках - английском, испанском, китайском - такой возможности нет. В английском, например, можно складывать "шампуры" в узорчики на любой вкус - но понанизывать на них ничего особо не удастся (например, того же слова "понанизывать" в английском не получилось бы). В испанском есть довольно строго установленный набор морфем, которым при желании можно пожонглировать - но ему далеко до податливости морфем русских, из которых можно плавить и лепить.

Если нам преподнесен язык грандиозных выразительных возможностей, не пользоваться ими - значит закапывать в землю таланты национальной ментальности. Я в какой-то момент пришла к понимаю того, что эстетический восторг у меня может вызвать даже такая строфа, где

рифмы ради
слово рвется по-
полам

в тех тетрадях,
чьи тельняшки распластались по
столам

Не самый, пожалуй, удачный пример - но другой пока вспомнить не удается. Если потом вспомню, отредактирую пост. А ведь когда-то меня такие "приемчики и выкрутасики" выбесили бы на весь день, как пить дать. Опять-таки, предлог от существительного оторван, казалось бы...

Давайте посмотрим на то, как в последнее время развивается русский язык. У меня достаточно четкое ощущение, что в целом плавность русской разговорной речи уступает место лозунговости – но не политически-пропагандистской, а маркетинговой. Что совершенно логично для общества, где всё воспринимается и преподносится как потенциально продаваемый продукт, в том числе стихи и эмоции. Неудивительно, что современная русская поэзия начинает интуитивно тяготеть к Маяковскому. Не потому, чтоб саму себя в массы продвигать – а потому, что ритм и склад слышимой вокруг речи тяготеет к слоганам.

Ритм речи письменной рвется благодаря вездесущим эмодзи. Для сравнения: одно дело переписываться пусть даже односложными и неграмотными фразами, и совсем другое – играть в смысловой пинг-понг мешаниной слов и картинок. Связность осталась уделом академизма и качественной публицистики. Быт связность уже почти не воспринимает. Повседневное сознание - не селедка под шубой, где все в строгой очередности слоями. Повседневное сознание - это "оливье", где компоненты надо обязательно перемешать, иначе фокуса не получится.

Пресловутое клиповое мышление тоже, да. Сегодняшним поколениям все труднее и труднее фиксировать свое внимание на одном и том же объекте надолго. Особенно когда наперед знаешь, что объект однообразен. Стихи с неровными строками и рваным ритмом заставляют мозг подключать дополнительные ресурсы и отражать удар непредсказуемости. Это заводит. Эта приманка заставляет быстро проглотить крючок. Получаем эффект приятной ментальной щекотки - или массажа.

Есть еще такой аспект. Каково соотношение поэзии и внешнего мира? Противопоставлены ли они друг другу? Воспринимает ли человек (неважно, поэт или читатель) поэзию как вариант эскапизма? Как идеальный мир, в котором можно временно отдохнуть от несовершенств мира физического, окружающего? Или как неотъемлемую часть этого окружающего мира, обладающую теми же свойствами, что и мир, и отражающей его характерные черты и настроения? Поэзия в моем восприятии может, как Анна Ахматова, честно заявить: "Я была всегда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был". Она существует не в параллельном с людьми измерении, а в нашем, рядом с нами. Она не иммунна ко всем тем волнениям и потрясениям, что происходят с нами. Она не застряла застыла на уровне Державина с его парадными обедами и многочасовыми расшаркиваниями - она живет в той же плоскости, что Дональд Трамп, ИГИЛ, iPhone, мода на фо бо, блокчейн и вон та серая Маруся, которая своим пушистым хвостом метет лестницу первого этажа чище уборщика, когда ее погулять выпускают (пунктуальнейшая кошка, надо заметить. Одно удовольствие открывать перед ней дверь подъезда).

Напоследок. Одна из основных проблем с неровным ритмом стихотворения заключается в том, что в распоряжении автора нет символов и значков, которые указали бы читателю на присутствие паузы или синкопы. В фонетической транскрипции подобные значки есть – но использовать их в теле обычного текста было бы уж слишком экстравагантно. 


картинка просочилась отсюда

30
10.275 GOLOS
На Golos с October 2016
Комментарии (29)
Сортировать по:
Сначала старые