Некоторые «невинные» умолчания в истории о взятии Киева монголами в 1240 году
Со школы помню этот рассказ о звероподобных татаро-монголах, что напали на землю русскую, порушили города, кого могли забрали в рабство, кого не могли – убили, порубили саблями. Красавец город Киев так сравняли с землёй, что тот восстанавливался до предмонгольского уровня веков 5-6.
А что монголы сделали с побежденными в битве на реке Калке? Положили на поле, сверху, на тела постелили доски и начали пировать, задавив побежденных насмерть.
Вроде бы сверх жестокость даже для того совсем немилосердного века. Ну, это же монголы, что с них, с нехрестей взять?
Понятно, что все эти сведения почерпнуты с адаптированных летописей. Которые когда-то были записаны и не сразу и со слов не всегда очевидцев. Затем не раз переписаны и не раз исправлены усердными руками. За «неимением гербовой» будем пользоваться тем, что имеем в наличии. Да и не важно, что было на самом деле, по большому счету. Важно, какой след, образ остался для потомков.
Так вот, после всех переписываний и ретушей все равно картина получается несколько некрасивой.
Не, с тем что творили монголы со товарищи, с тем вопросов нет. Разрушали, забирали в плен, убивали.
А вот что творилось с другой стороны? Со стороны русского воинства? Учебник истории стыдливо указывал на меж усобицу, на отсутствие договоренностей между князьями, а вот простые ратники гибли не щадя живота своего, да вот врагов было немеряно, вот и побили, мол.
Как бы всё это правда…
Но вот у меня возникли вопросы. А откуда взялось столько войска у монголов. Они почти с Амура шли. Это и сейчас путешествие не простое, а тогда, через все эти реки переправляться, с обозами, с женщинами и детьми, с огромными отарами овец и табунами запасных лошадей. Откуда в суровейших монгольских степях взялось столько воинов, чтобы захватить территорию от Кореи до Адриатики? Что-то не то. Не шьется.
Может оттого, что самих монголов в тех войсках был всего один процент, а 99% составляли завоеванные племена, которые с радостью приняли их порядки и пошли с отцами основателями захватывать бесконечные пространства? Понятно, что у монголов был самый передовой на тот момент времени способ организации войск. Самый выгодный способ привлечения чужих войск под свои флаги. Всё понятно. Но тогда отчего с многими племенами получалось у монголов договориться, а вот с Русью вышла осечка? Чем им Русь особенно не угодила, раз её так жесточайшим образом разрушили?
Знакомство началось с битвы при Калке в 1223 году. Перед битвой половцы – извечные враги, но в тоже время и друзья Руси, прибежали к русским князьям за помощью против монгольской напасти. Князья посовещались, вспомнили, что у половины из них жены половчанки по происхождению, и решили от чего бы и не помочь соседям в ратном деле. Монголы, мудрые и опытные завоеватели, так же отправили посольство к русским князьям. Мол, не слушайте этих половецких собак. Брешут. Не стоит с нами воевать, и мы вас не тронем.
Правду тогда монголы говорили или пытались клин вбить между соседями, нам не известно. И никогда не станет известно. Ибо русские князья не нашли ничего лучшего, чем послов убить. Ясно, что любой посол, это в первую очередь разведчик. Но даже в те времена с послами так не поступали.
После чего под их, княжеском руководстве войска в слабо организованном порядке вывались на поле брани. Великолепно организованные монголы со товарищи вломили дилетантам так, что те бежали и спасались кто, как мог. Самые умные спрятались в лагере и закрыли за собой ворота. Но затем поддались уговорам, что ни одной их капли крови не прольется, сдались на милость победителям. Те же обещание сдержали, ни одной капли крови не пролилось – все были задавлены под досками, на которых сидели и пировали победители, мстя за убитых послов.
Повезло тогда русским. У монголов начались внутренние разборки с наследством Чингисхана. И им было не до похода на Русь. Но они, прям как Терминатор, вернулись через пятнадцать лет.
Прошлись по северо-восточной Руси, поизрубали на куски защитников, и подошли к стольному граду Киеву. Отправили послов, мол, сдавайтесь по-хорошему и договоримся.
А князем в Киеве в тот момент был некий князь Михаил Всеволодович из Черниговских князей. Совсем не юноша, а вполне опытный мужчина шести десятка полновесных лет повоевавший и на той самой реке Калке. По неудачной привычке он приказал послов монгольских изрубить. После Михаил Всеволодович решил, что вообще-то пора сына женить на венгерской принцессе. И заодно поберечься от мести монголов на берегу Дуная.
Оставленный Михаилом на монгольский произвол стольный город Киев успел подобрать знаменитый Данило Галицкий. Но и Данило оставил вместо себя тысяцкого Дмитрия разгребать завалы в Киеве, и уже сам со своим сыном туда же, к венгерской принцессе свататься и переживать монгольское нападение в тихом месте.
Судя по всему, казнь уже второй партии послов разозлила монголов со товарищи аж до белого каления. Они уже не разбирали, что приказ о второй казни отдали не киевляне, а князь Михаил Всеволодович, который по свадебным делам отбыл на воды Дуная. Киев сравняли с землей.
Князь же Михаил Всеволодович отсидевшись по заграницам тяжелые времена, вернулся к руинам Киева и как ни в чем не бывало начал снова княжить. Через пару лет он получил повестку от монголов посетить их штаб-квартиру, подписать трудовой договор и получить ярлык на княжение.
Однако в ханской ставке Михаил Всеволодович князь Черниговский не прошел фейс-контроль и был обезглавлен. Легенда гласят, что Михаил отказался проходить какую-то обязательную процедуру, которая унижала его, как князя. Михаил стал первым русским князем, который погиб в борьбе за ярлык на княжение.
Каким-то образом его тело было доставлено в Чернигов и хранилось там, пока Иван Грозный не перевез его останки в Москву.
Всё бы ничего, мало кто и как себя вел в тяжелых условиях. Все мы люди, все мы слабы в чем-то и вообще. Ну, был такой князь. По имеющимся сведениям, так себе князь. Был, и можно бы про него забыть. А вот и нет, не получается. По двум причинам. Первая – русская православная церковь канонизировала Михаила Черниговского в святые как первомученика. Вторая причина – большая часть самых известнейших в 18-19 веках российских дворянских фамилий вели свой отсчет от Михаила Черниговского - Долгоруковы, Волконские, Репнины, Горчаковы, Оболенские, Одоевские, Воротынские, Барятинские.
Не понимаю. Не понимаю, как можно гордиться таким предком – приказавшим убить послов и сразу после этого забравши дружину, бросить Киев самостоятельно разбираться с взбешенными монголами. Как можно такого человека объявлять святым? Какие цели преследовались принимавшими подобные решения?
Не понимаю. Но вероятно причины были настолько веские, что они перевесили столь неблаговидные поступки.
Не важно, что было на самом деле. Важен тот образ, который создан летописями. Важно то, чему учит этот образ потомков.
Если вы полагаете, что всё это предания далекой старины, не оказывающее никакого влияния на настоящее, то позвольте мне отметить, что вы глубоко заблуждаетесь. Когда вы в течении дня десятки раз видите изображение какого-то определенного напитка и затем «случайно» покупаете его вечером, то вы понимаете связь между образом напитка и вашим поступком.
Сколько таких святых Михаилов Всеволодовичей лежат в нашем общественном подсознании? Лежат незаметно, в бесконечной глубине, в консервации.
Но если однажды к вам на переговоры приедет делегация из Азии, а вы «беспричинно» выхватите вдруг шашку и порубаете ошарашенных азиатов на квашенную капусту, то передайте привет коллективному архитипичному Михаилу Черниговскому. У всех ваших «чудных» и неожиданных поступков имеется обоснование. Невидимое, но надежное.