Интервью с творцом. Добрый Ангел
Я проснусь от собственного крика,
Твоё имя восклицая вновь.
Добрый Ангел
Здравствуйте, Добрый Ангел.
Я полагаю, что ваше лирическое творчество интересно не только мне, но и другим читателям сайта stihi.io. Хотелось бы узнать о нём поподробнее.
1. На какую тему было ваше первое стихотворение?
О любви. Что ещё может заставить обычного человека написать стих?
2. В какой момент вы почувствовали, что написание стихов – это серьёзно?
Пожалуй, первое впечатление об этом (возможно, ошибочное) появилось сразу же после первого стихотворения. Голова была забита кучей образов, мыслей и фраз, которые я старался записывать до того, как они забудутся, и которые послужили основой ещё нескольких стихотворений. После двух месяцев такого неожиданного для самого себя и потому пугающего процесса я понял, что мне и впредь будет что сказать.
3. Посвящали ли вы кому-нибудь свои стихи? Кому?
Почти все стихи я писал моей несбыточной мечте. В них я веду разговор, описываю нашу долгую и не очень насыщенную событиями, но эмоциональную (к сожалению, лишь с моей точки зрения) историю. В разных строчках зашифрованы намёки, аллюзии, секреты, иногда даже провокации.
4. Какое из написанных вами стихотворений (или на какую тему) вам наиболее дорого и почему? Можете оставить ссылку.
Самое первое стихотворение «К***» дорого мне по нескольким причинам.
Во-первых, оно родилось внезапно. Я несколько недель ходил переполненный мешаниной чувств, где было место неразделённой любви, надежде, смятению, отчаянию... Но слов в голове ещё не было.
Во-вторых, оно очень легко писалось. А для человека, который ещё со школы относился к стихам где-то между «снисходительно» и «пренебрежительно», это необычно. Оно примерно на 80% родилось за одну ночь – непрерывные 7 часов наваждения. Можно сказать, что вечером я ещё не умел писать. Хотя, чем больше я познаю, тем яснее понимаю, как далёк мой путь до звания «творца».
В-третьих, потому что оно дало мне дорогу в неизведанную страну, где эмоции не прячутся за мужской грубостью, небрежностью или показным равнодушием, а будучи красиво изложенными на бумаге, оказывают на автора психотерапевтический эффект.
5. Читали ли вы кому-нибудь вслух свои стихи?
Всего несколько раз. И только незнакомым или малознакомым людям, которым это могло быть интересно только в конкретный момент нашего общения. Внимание к моей деятельности мешает мне творить, поэтому я обычно не раскрываю эту сторону моей жизни и публикую меньшую часть написанного.
Ну и по примеру Демосфена, когда мне надо было прочувствовать свои стихи интонационно, на слух, я громко читал их ночи, дождю и шумной автостраде.
6. Что побуждает вас к написанию очередного стихотворения?
Мне легко излагать свою историю. Вновь и вновь появляются мысли, фантазии, требующие облечения в стихотворную форму. Иногда рождается хорошая фраза, на которую потом нанизывается сюжет.
Но самое продуктивное – это состояние наваждения. В нём пишется легче всего. Скорее торопишься набрать текст, особо не следя за правильностью написания, чтобы только не упустить мысль. Не обращаешь внимание ни на время, ни на недавнюю усталость. А наутро или иногда через несколько недель читаешь и удивляешься. Во-первых, видишь эти строки будто впервые. Во-вторых, находишь их довольно складными. Мне кажется, что выходит лучше, когда пишешь именно подсознанием.
7. Как и в какой момент у вашего произведения появляется название?
Я заметил, что заранее заданное название сильно ограничивает меня в сюжете произведения. Поэтому сразу отбросил идею называть стих до его написания и придумываю название уже тогда, когда считаю произведение законченным. Единственный раз, когда сначала родилась фраза, ставшая как названием, так и рефреном – это «Держась за руки, улыбаясь солнцу».
8. Считаете ли вы, что вам лучше пишется ночью?
Да, ночь укутывает и даёт простор для воображения. И наваждение тоже чаще приходит в тёмное время суток.
Позволю себе расширить ваш вопрос – считаю ли я, что в творчестве помогает изменённое состояние сознания? Всегда так думал про музыкантов, пишущих волшебную музыку, например, «Pink Floyd». Лично меня раскрепощает алкоголь. Но лишь до уровня каких-то смело выраженных мыслей, которые обычно я не могу превратить в слова в силу ограничений, созданных воспитанием, окружением или образом жизни... Если эти мысли вовремя записаны, то наутро они воспринимаются не только более искренними, чем прочие, но и довольно красивыми. Вот тогда-то я пробую их использовать. А полноценно работать со словом и созидать я могу, только будучи трезвым и не сонным.
9. Какими рабочими инструментами вы пользуетесь во время сочинения произведений: компьютер, планшет, смартфон, блокнот?
Предпочитаю технику: смартфон – для мелких набросков «на лету», компьютер – для их сведения воедино и для системной работы со стихами. На бумаге могу распечатать лишь объёмное стихотворение, которое не помещается на экран. Но как правило справляюсь без этого.
10. Теряли ли вы свои произведения в результате оплошности: пропал файл, испортилась флешка, потерялась бумажка, забылись незаписанные строки и т.п.?
Забывались те строки, что пришли «не вовремя», когда не было возможности записать их. Чаще – утром, при пробуждении.
Терялся файл с разрозненными черновыми набросками. Мне его не было жалко, но всё же он потом нашёлся.
11. Публиковались ли ваши произведения в печатном виде?
Что-то было напечатано в альманахе. Но более двух раз я на него не взглянул.
А самой первой попыткой был отдельный сборник моих стихов-посвящений, профессионально изготовленный в твёрдой обложке в одном экземпляре. Мне удалось вручить его лично... Та встреча стала последней.
12. Считаете ли вы, что своими сочинениями можно заработать приемлемые деньги?
Нет. Хотя, у кого-то же получается. Значит, теоретически это возможно. Но в погоне за вознаграждением можно потерять то внутреннее состояние, которое помогает творить – музу. А стоит ли?
13. Считаете ли вы нормальной тенденцию на упрощение записи текстов: отсутствие знаков препинания, несоблюдение правописания?
Более того, я считаю, что в публикациях это недопустимо.
В личной переписке это можно простить, но я и в ней стараюсь исправлять ошибки и описки. Даже в мессенджерах. Исключение – нарочитое искажение или жаргон.
14. Является ли написание стихов или прозы вашей основной деятельностью?
Нет. И никогда не станет, я думаю. Во всяком случае, я к этому не стремлюсь.
15. Являетесь ли вы участником какого-либо официального объединения писателей/поэтов? Планируете ли стать?
Нет и не планирую. Творчество не любит суеты. Опять же, есть звания, а есть муза и моё «само-звание» трубадура. Они мне ближе и дороже.
16. Считаете ли вы себя «физиком» или «лириком» («технарём» или «гуманитарием»)? Неважно, по образованию или по образу мышления.
Исключительно технический склад ума.
17. Какая книга вам больше всего запомнилась/полюбилась/помогла в жизни?
Полюбилась почему-то «Над пропастью во ржи». Она была прочитана всего пару раз в подростковом возрасте. С тех пор было много более серьёзных, более интересных и более полезных книг. Но выделяю именно её.
18. Какой стих нужно написать, чтобы он понравился лично вам?
Как минимум, с соблюдением законов стихосложения. И, конечно, эмоционально окрашенный.
Обожаю, когда в несколько строк укладывается много смысла, причём используются простые слова и образы. В пример хочу привести стихотворение Евгения Остапова «Тебе». Вот отрывок:
Вот мой дом. Уют такой привычный,
И на подоконниках – цветы,
Со стены из рамочки обычной
На меня с улыбкой смотришь ты.
В подражание мне удалось написать свой стих «Улыбаешься мне ты». Вот отрывок:
Не суждено влюблённому поэту
В реальность воплотить свои мечты.
Зато могу писать твои портреты,
С которых улыбаешься мне ты.
19. Три совета, которые вы хотели бы дать новичку, только пришедшему в мир сочинительства.
- Можешь не писать – не пиши (во всяком случае, публично)! Мир будет чище.
- Если начал писать, учись классическому стихосложению, совершенствуйся. Чтобы не пришлось оправдываться за своё неумение словами: «Художник так видит».
- Пиши грамотно, используй букву «ё». Если не ты, то кто?
Добрый Ангел, большое спасибо за откровенный рассказ!
P.S. А теперь ответ на загадку.