Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vox.mens
6 лет назад

[Поэтическая мастерская] Мат в поэзии. Что вы об этом думаете?

автор - @zaria

Здравствуйте! С вами я - @zaria и моя Поэтическая мастерская.

deny - "отрицать"

Вместо предисловия.

Я живу в Украине, всю жизнь работала в школе, с детства писала стихи, уходила в себя, как у Пушкина "Она в семье своей родной казалась девочкой чужой". Родители мои не матерились, друзья во дворе тоже были из культурных семей. Поэтому, когда я впервые услышала слова, которые пишут на заборах хулиганы, подумала, что это иностранные слова и пришла узнать об этом у родителей. Надо было видеть их лица. Они сразу же начали запрещать мне дружить с теми, кто говорит такие слова.

Одним словом: к чему я это?
Конечно же со временем мой словарный запас пополнился, хотя вслух я эти слова не произношу и дети мои тоже - по крайней мере при мне. А детям моим - уже почти по 40 лет.

В век информации приходится много общаться в интернете с друзьями из разных стран и регионов.
Моя уральская подруга присылала мне на почту в "Одноклассниках" частушки с матами и говорила мне, что у них такие частушки даже дети поют.
Московский друг тоже частенько может загнуть матом в скайпе. Поначалу я краснела и говорила ему в шутку: "При мне, если это слова "ругательные", то прошу их не произносить".
На что друг мне отвечал, что они не ругательные, а это второй русский язык. Предложил почитать классиков, напр. Пушкина, Есенина и др. Прослушать лекцию Задорнова. Надо сказать, что я читала стихи с матерными словами и у Пушкина и раньше:

Пушкин

Орлов с Истоминой в постеле…
Распечатать
Орлов с Истоминой в постеле
В убогой наготе лежал.
Не отличился в жарком деле
Непостоянный генерал.
Не думав милого обидеть,
Взяла Лаиса микроскоп
И говорит: «Позволь увидеть,
Чем ты меня, мой милый, ёб»
.

1817 г.


и у Есенина

Мне бы женщину — белую, белую
Ну а впрочем какая разница
Я прижал бы ее с силой к дереву
И е.... её прямо в задницу.


Сыпь, гармоника! Скука… Скука…
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука,
Пей со мной.
..


Кстати, помню, когда мы в школе изучали Есенина и мне нужно было выступать на конкурсе с его стихотворением "Песнь о собаке", я в конце заменила слово "сука" - на "собака", за что меня учитель мой - Дмитрий Иванович - поругал. Сказал: "Запомни, Оля, из песни слов не выкинешь"...

Решила послушать лекцию Задорнова. И вас приглашаю послушать её вместе со мной.

Затем я "занырнула в помойную яму интернета", чтобы вычитать разные точки зрения на этот счёт.

В статье "В чём сила мата" я узнала о том, что нельзя без матюков:

«А как без матюков?» Мат проник в русский язык вместе с сексом. И сделал его богаче".

В другой статье я прочитала о том, что

"Мат существует в языке не одно столетие, имеет общеславянские корни и, в отличие от сленга и арго, представляет собой довольно малочисленную, но стабильную группу слов — их около 30—40, — говорит филолог Оксана Темная. — В основном это названия половых органов и процесса интимной близости с производными от них. В 2005 году в Санкт-Петербурге вышел "Большой словарь мата" Алексея Плуцер-Сарно. Во вступлении автор пишет: "Может показаться, что слово "мат" восходит к индоевропейскому слову mater в значении "мать". Однако буквальное значение этого слова — "громкий голос, крик". В "Этимологическом словаре славянских языков" оно рассматривается как производное от глагола matati, родственного слову matoga, которое во многих славянских языках значит "привидение, призрак, чудовище, страшилище, колдунья". В общем, единого мнения в этом вопросе пока нет"."

Есть и такие мнения:

"Злословие запрещено во всех религиях, — говорит религиевед Людмила Филипович. — Буддисты, например, считают, что лучше вообще ничего не говорить, чем сказать плохое. Если бы люди больше окунались в религиозную культуру, проблема мата не стояла бы так остро. Другое дело, что в культурах, нацеленных на разрушение человека (например, вуду), употребление матерных слов возможно".

"Есть мнение, что маты пришли из тюркских языков, где символизировали имена языческих богов, поклонение которым могло сопровождаться оргиями и развратом, — говорит священник Николай Савчук. — Выходит, что когда человек произносит это, он призывает древних идолов, за которыми стоят нечистые духи. Именно поэтому человек, произносящий мат, распространяет возле себя негатив".

"В Писании язык как орган сравнивается с огнем, преисполненным ядом, — говорит православный психолог Татьяна Корсенко. — Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Он мог быть двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Таким образом мат — средство связи с демоническими силами. Его относят к адской лексике. Через скверные слова человек отдает себя в руки беса, становится одержимым".

В каждой нашей мастерской (почти в каждой!) я вспоминаю имя теоретика стихосложения Тима Скоренко. Мне предложили обратиться к его трудам, когда я зарегистрировалась на сайте "Литсеть".

Этого автора легко найти через поисковик.

Мне стало интересно, каково же мнение Тима Скоренко по поводу матов?

Скопирую его статью для вас. Честно сказать, я растерялась, это было подобно шлангу с водой, который направил он мне прямо в лицо.

Если есть желание, прочитайте его мнение. Только сразу скажу "Осторожна! Злая собака"! Верней..."Осторожно! Мат!" Кто боится демонических сил - лучше не читать...


ТИМ СКОРЕНКО. О МАТЕ В ПОЭЗИИ.

Больной темой для многих поэтов и критиков является мат. Можно ли использовать его в поэзии? Если да, то в какой ситуации? Если нет, то почему? Я решил порассуждать на эту тему, продолжая тем самым серию аналитических статей о поэзии в целом и о сомнительных её аспектах в частности.

Если грубо обобщать, то моя точка зрения очень проста: мат — это, в общем, такая же часть русского языка, как любое другое слово. Соответственно, употреблять его можно только к месту. Например, слово «монитор» (или любое другое) мы употребляем там, где этого требует смысл предложения («Монитор заляпан какой-то гадостью»), а не там, где мы хотим («Я шёл по монитор улице и кушал плюшку монитор»). С матом — та же ситуация. Если я хочу подчеркнуть абсолютную, превосходную степень безвыходности ситуации, я говорю: «Всё, это полный пиздец». Потому что «пиздец» — это гораздо более ударное слово, чем «хана», «конец» и «пипец». Если же человек употребляет мат в качестве замены нормальных слов — это неправильно и некультурно («Пиздую я, бля, по улице, и хуею: такая опиздененная блядь стоит!..»). Поэтому мы воздержимся в дальнейшем от подобных цитат.

Теперь перейдём непосредственно к поэзии. Мат в поэзии, точно так же, как и в обыденной речи, должен употребляться только к месту. Вопрос в том, где это самое место. Где грань. Примеры матерных выражений, употребляемых не к месту, встретить очень легко, поэтому приводить их примеры я не буду. Лучше поговорим о полезном, пусть и не об очень хорошем. В некоторых случаях мат не только уместен, но даже нужен. Разберём такие ситуации на конкретных примерах.

Пример 1. Игра слов. Евгений Лукин. «Лирическая пронзительная»

        Бьет меня жизнь, что оглобля, 
        или пластает, что сабля, — 
        ежели мне тяжело, бля, 
        я убегаю в леса, бля. 
        Hе для киношного дубля 
        с поезда слез — и бpеду, бля. 
        И вместо плача да вопля 
        тихо шепчу: «Hичего, бля...» 

        Взмоет из заpослей цапля — 
        хоть на полотна Констебля. 
        Я побледнею с лица, бля, 
        и поpажусь кpасоте, бля. 
        Hе для киношного дубля 
        мимо болотца бpеду, бля. 
        И вместо плача да вопля 
        попpосту думаю: «Во, бля...» 

        Hежные кpоны колебля, 
        мягкие лужицы зыбля, 
        ветеp плеснет по земле, бля, 
        свежестью пеpвой гpозы, бля. 
        Hе для киношного дубля 
        чеpез опушку бpеду, бля. 
        Hо пpогpемлю до Гpенобля, 
        ежели снять для кино, бля. 

В данном стихотворении блестящая игра слов полностью стирает негативное влияние матерного «бля». Оно выглядит именно игрушкой, мастерским подбором рифм, печальным и одновременно смешным. Стихотворение Лукина стоит на грани комбинаторной поэзии, при этом будучи совершенно замечательным с точки зрения классической техники. Использование мата в качестве игрового инструмента ограничено, как ни крути. В качестве ещё одного примера могу привести очень рассмешивший меня палиндром Бориса Гринберга: «Вымой ухи, хуй омыв». Палиндром, во-первых, достаточно сложный жанр, который позволяет использовать практически любые средства для достижения технического совершенства, а, во-вторых, данный конкретный палиндром и в самом деле смешной :)

Пример 2. Крик души. Вторым случаем уместности мата является тот самый случай, о котором шла речь в начале статьи. То есть когда мат служит выразительным средством, от которого не уйдёшь. Которое подчёркивает, усиливает эффект стихотворения. Пример из Веры Полозковой, «Про любовь»:

        Морозно, и наглухо заперты двери. 
        В колонках тихонько играет Стэн Гетц. 
        В начале восьмого, по пятницам, к Вере, 
        Безмолвный и полный, приходит пиз...ец. 

        Друзья оседают по барам и скверам 
        И греются крепким, поскольку зима. 
        И только пиздец остается ей верным. 
        И в целом, она это ценит весьма. 

        Особо рассчитывать не на что, лёжа 
        В кровати с чугунной башкою, и здесь, 
        Похоже, все честно: у Оли Серёжа, 
        У Кати Виталик, у Веры пиз...ец. 

        У Веры характер и профиль повстанца. 
        И пламенный взор, и большой аппетит. 
        Он ждёт, что она ему скажет «Останься», 
        Обнимет и даже чайку вскипятит. 

        Но Вера лежит, не встает и не режет 
        На кухне желанной колбаски ему. 
        Зубами скрипит. Он приходит на скрежет. 
        По пятницам. Полный. И сразу всему. 

В стихотворении блестяще обыгрывается устойчивое выражение «полный пиз...ец», которое тут просто за душу берёт, не правда ли? Тут никакое другое слово даже и не употребишь. Так надо: по пятницам, полный и сразу всему.

Другим примером, опять же, из Полозковой, является вот это:

        Тяжело всю жизнь себя на себе нести. 
        За уши доставать из себя, как зайца. 
        От ощущения собственной невъебенности 
        Иногда аж глаза слезятся. 

Тут присутствует небольшой элемент первого обоснования уместности мата — остроумное его использование. Помимо прочего, слово «невъебенность» — это что-то объёмное, огромное, гораздо больше чем «мощь», например. Собственное, именно из Веры Полозковой можно привести ещё несколько подобных примеров, где искренность и уместность употребления нецензурных выражений перевешивает весь исходящий от них негатив.

Пример 3. Техническое употребление. Случается так, что в стихотворении не хватает слога. Юный и неумелый поэт в таком случае вставляет в стихотворение частицу «уж», например, или ещё какое-нибудь мусорное слово. Поэт же высокого уровня может позволить себе употребить и какое-нибудь разговорно-нецензурное словечко, если оно, конечно, вписывается в стихотворение с точки зрения смысла и стиля. К сожалению, я не сумел найти именно мат, используемый в такой ситуации. Но пример умелого употребления не мата, а просто вульгаризмов легко найти у Олега Медведева, песня «Красные сапоги»:

        А я молодец, блин, я кончил свою тоску, 
        Хоть сам уже думал, что развалился в хлам, 
        Как пьяный казак, блин, ой шашкою на скаку, 
        Как пьяный казак, блин, с маху да пополам. 
        Я Лаокоон, блин, в серых узлах дорог, 
        А я выпью еще, блин, — сделаюсь сыт и пьян, 
        Так молния с неба ёкнула в бугорок, 
        Так кончились песни — можно порвать баян. 

Здесь вульгарное «блин» подчёркивает фольклорный элемент в песне и заполняет размерную дырку в строке. Кстати, у Медведева мат встречается раза два, кажется, или три (не считая...хм...не будем о запретном :)), и один из них — в качестве цитаты:

Ввалившись в прокуренное зимовье, рычал из спутанной бороды,
Что смысла не было, бля, не было, туды-растуды.

Здесь слово «бля» и затыкает дыру в строке, и подчёркивает «цитату», слова героя после вваливания в прокуренное зимовье с мороза.

Пример 4. Когда просто смешно. Очень редко бывает так, что читаешь матерное стихотворение, а оно — смешное. Потому что матерное. Просто смешное, и всё. Иногда остроумное, иногда нет. Но радует. Как пример подобного — вот стихотворение Игоря Вишнякова, над которым я долго смеялся (над стихотворением, конечно). Только читайте по порядку, вдумчиво, с начала до конца, медле-е-енно.

        Е...тся собаки, 
        Е...тся коты, 
        Е...тся макаки, 
        Е...утся кроты, 
        Е...утся пингвины, 
        Е...утся слоны, 
        Е...утся удавы 
        Различной длины, 
        Е...утся деревья, 
        Е...утся цветы, 
        Е...утся коряги, 
        Е...утся кусты, 
        Е...утся машины, 
        Е...утся дома, 
        И мыши Е...утся 
        В пустых закромах, 
        Е...утся шофёры, 
        Е...утся ткачи, 
        Е...утся шахтёры 
        И злые врачи, 
        Е...утся эстонцы, 
        Е...утся испанцы, 
        И даже е...утся 
        А-Американцы, 
        Е...утся детали, 
        Е...утся запчасти, 
        Е...утся все органы 
        Тела и власти, 
        Е...ется планета 
        И весь небосвод 
        А Я НЕ Е...АЛСЯ УЖЕ ЦЕЛЫЙ ГОД!!! 

Не знаю, как вам, а мне было смешно. Называется, писал человек «из наболевшего» :)

Вот, наверное, и всё. Тупо вставить слово «х...й» в песню легко. Слово маленькое, где угодно можно разместить. А вот разместить его так, чтобы оно несло какую-никакую смысловую нагрузку и не было чужеродным элементом, чтобы веселило, а не раздражало — это ещё нужно постараться.

Поэтому: не умеете — не материтесь, господа и дамы".
Тим Скоренко.

Здесь ссылка на статью:

Мда... Вздохнула глубоко и выдохнула, дочитала до конца статью и подумала о том, что русский язык довольно богат словами, которыми можно выразить любые оттенки настроения.
А у тех, чей словарь беден - вместо матов можно говорить пи-пи-пи...) Кстати, я всё же не сдержалась, вернудась к посту и поставила три точки в неблагозвучных словах. Не смогла их целиком оставить, как в статье Тима Скоренко.
Честно говоря, сейчас и на стихах ру многие поэты вводят намёки на маты (и я не против этого!): блин, етишь твою мать или етишь твою кочерыжку, встречается слово "бля". И всё же поэзия с откровенными многоэтажными матами - это как дворовый или тюремный жанр, но далеко не Поэзия. Как по мне, Поэзия должна лечить словом.
Вспоминаю опыт, который когда-то демонстрировали по ТВ.
Над водой поматерились и рассмотрели её в микроскоп. Вода напоминала разорванные клочья ваты. Потом прочитали молитву над водой - и тоже рассмотрели её в микроскоп. Вода была - как одна красивая снежинка с пропорциональным рисунком.

Поэтому, имея доступ в интернет, встречаясь с такими заголовками как "Пушкин А.С. » Матерные и пошлые стихи", "А.С. Пушкин и нецензурная лексика в его произведениях (осторожно, естественно, мат)"" вспомните, какой вклад внёс Пушкин в сокровищницу русской литературы, а вы смогли бы внести хотя бы 1% того, что внёс Пушкин? То-то и оно.
Каждый находит то, что ищет...

Хотя, кто его знает, может быть, завтра наша молодёжь, послушав Задорного, напишет свои нормы литературного языка, создаст свои словари современного русского языка?

И всё же...Я противник матерных слов в поэзии. Ещё не люблю открытую незавуалированную эротику - лучше полунамёк, полузарисовка, еле заметные штрихи - без анатомических сцен. Во всём люблю недосказанность, загадку. Может быть, потому что я жила в СССР, а там ни секса, ни мата не было?
Возможно, на жизнь смотрю из-за куста: школа, университет, преподавательская работа. Как будто фильтр на мою жизнь поставили, чтобы негатив не проскользнул.

Тот же друг мне говорит: "А, если упадёшь, что ты крикнешь?" Я ему отвечаю: "Щёрт пАбери!". А он мне: "Не поможет, нужно маты учить!"

Шучу, конечно!

И всё же..."Баба Яга против"...Несмотря на мнение многоуважаемого мной - Тима Скоренко...Я против матов в поэзии!

А вы?

Интересно услышать ваше мнение. Буду благодарна.

До новых встреч в нашей Поэтической мастерской!

Берегите себя и друг друга.

Ваша Ольга Заря, @zaria

(картинки из фонда интернета)


Торговая платформа Pokupo.ru


дизайнеры @konti и @orezaku

37
196.979 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (21)
Сортировать по:
Сначала старые