"На экране окна сказка с несчастливым концом, странная сказка". И что так не понравилось БГ?
Я уже рассказывал о своём отношении к группе КИНО, Виктору Цою и его раннему творчеству и в целом к тому времени. Поэтому, когда узнал о том, что выходит фильм об этом, я решил непременно его посмотреть. Правда БГ слегка охладил мой пыл, но что нам авторитеты... На премьеру не попал, зато получилось сходить на следующий день. Кассирша спросила: Вы на Мир Юрского периода? Черновик? Звёздные войны? "Лето" значился последним в её списке, причём, по-видимому, не заслуживающим внимания, потому что она спросила прямо: На "Лето" что-ли? В зале сидело нас четверо и сзади ещё несколько человек, причём я слышал только женские голоса, наверно старые почитательницы... Хотя фильм, конечно, не только о музыке.
А о чём фильм?
Был такой музыкант в 80-е - Виктор Цой, - ну вдруг кто не знает. В начале 80-х было самое начало его творческого пути. У него было несколько песен, и его никто не знал. Он знакомится с Майком Науменко, БГ, уже известными на тот момент музыкантами, сколачивает группу и вступает в ленинградский рок-клуб и записывает первый альбом, известный под названием "45". Это, собственно, историческая канва. На этом фоне Кирилл Серебренников вместе со сценаристами рассказал нам свою историю.
Что особенно понравилось
Чёрно-белая стилистика, картинки, извлечённые из "снимка чужой диафрагмы", с текстами песен по бокам.
Ну и музыка, разумеется, много музыки, отечественной и зарубежной, всякий раз очень к месту.
Игра
Цой
Не так похож внешне, да и ладно. Похож в профиль. Ну и, разумеется, "фирменная" стойка "подбородок вперёд", я уж молчу про тембр и интонации.
Ирина Старшенбаум в роли Натальи Науменко мне тоже очень понравилась
В эпизодах хороши Александр Баширов и Лия Ахеджакова.
Ещё одно несомненное достоинство фильма - цитаты. Кстати, это маркер. Если цитаты никак не отзываются, то смотреть наверно не стоит.
Лень - это моё лучшее качество
Вот как начнут пионеры твои песни орать - вот там будет звук
А что плохого в диско?
- "Я хочу поцеловать Витю"
- "Моё благословение нужно? Подпись, печать?"
Там ещё были цитаты, которые мне очень понравились, но я хочу, чтобы они были абсолютно достоверными. Вот когда пересмотрю, а я собираюсь это сделать, будет больше цитат.
Так о чём же фильм
О роли личности... в истории... о становлении человека, который чуть позже "объявит мир безъядерной зоной" (лучше, чем он всё равно не скажешь), сталь закалится ко времени "звёздных" альбомов, но уже сейчас это будущее читается. И об эпохе. Время их ухода совпало с концом эпохи. Лето кончилось. Поэтому эта история всё-таки несчастливая.
Так что же так не понравилось Гребенщикову? Что такого инопланетного и лживого в этом фильме? Настолько, что вызвало такой яростный протест, раздражение, недовольство всех современников и даже папы Виктора Робертовича. Я уж не говорю о журналистах, которые "я сценарий не читал, фильм не смотрел, но осуждаю". По мне, писать биографические книжки, снимать биографические фильмы, с одной стороны, просто, поскольку вроде бы есть на что опереться, а с другой стороны, приходится предполагать, что человек говорил и как вёл себя в тех или иных ситуациях, о которых нам достоверно неизвестно, но мы можем догадываться исходя из того, что мы о нём знаем. И здесь важно не перейти грань, за которой слова и поступки становятся нарочитыми, а герои шаблонными, и в этом случае уже перестаёшь верить тому, что происходит на экране. Вот, на мой взгляд, создатели фильма продвигаясь наощупь эту грань не перешли. Наконец, фильм хоть и биографический, но художественный, а посему режиссёр рассказывает нам ту историю, которую видит и которую хочет рассказать. И, слава Богу, что несмотря на такой дружный хор голосов "против", Кирилл Серебренников всё-таки завершил начатое дело.
Все скрины взяты из официального трейлера.