АНАРХИЯ – мать порядка: *ликбез* по стихотворному «САМИЗДАТУ»
Как справедливо нас учат анархисты, порядок бывает и навязанным сверху и самоорганизующимся. Примеров на разных уровнях, в разных областях и по разным поводам – полно. Далеко ходить не надо.
«Клюев и Есенин на балу у императрицы в Царском селе в 1916 году». Скульптура Николая Ватагина.
Не секрет, что на самом ГОЛОСЕ, где вы сейчас находитесь, установлен такой порядок подачи текста, что строчки стихов разлетаются.
К примеру, сочинил Тютчев стихи:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать... [27 февраля 1869]
Представим, что станет он их выкладывать на ГОЛОСЕ, а строчки разлетаются:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать... [27 февраля 1869]
И самому Тютчеву было бы противно смотреть и перед читателями неудобно, ведь им читать-то не с руки – фирменное безобразие. Мать порядка (читай, анархия) страдает.
Но ей-таки (то есть матери) можно помочь и порядок восстановить.
Делюсь своим опытом (не навязываю, а только для желающих и/или сочувствующих анархизму творчества и свободе самовыражения).
Чтоб строчки не разлетались надо для перехода на новую строку не на ЭНТЕР, а на ШИФТ+ЭНТЕР нажимать. Тогда и читателю будет удобно поэзией наслаждаться, и самому глянуть будет приятно…
На днях я тут одному поэту два совета дал. Он против не был, но воспользовался только первым. С его позволения советами этими я и с другими поэтами поделюсь. Вдруг кому-то да и пригодится (как справедливо любили говаривать наши поэты – творчеству анархистов цвесть, пока жить будет хоть один пиит)
Так вот, увидел я на ГОЛОСЕ вирши, что называется, на злобу дня:
Если висят над твоей темой флаги,
Сдержи свой гнев и не теряй отваги.
Когда ты прав, тебе помогут люди,
Ведь надо оставаться в амплитуде...
Не в бровь, а в глаз. Только вот сам смысл (что дескать, обижают нашего брата, забанивают пост, голоса лишают) из-за разброса строчек плоховато доходит. (Особенно, если читатель далёк от материнского молока анархизма). Поэтому я ему сначала в комментарии про хитрость с ШИФТом+ЭНТЕРом поведал (её-то он как раз и принял, внеся правку в свой пост).
А потом я ему про Маяковского написал. Что дескать тот не зря придумал стихотворную лесенку. Она драпирует «наив», придаёт значимости «примитиву» – в результате поэтический опус выигрывает, пропитываясь художественностью.
Например:
Если висят
_________над твоей темой
________________________флаги,
Сдержи свой гнев
_________________и не теряй отваги.
Когда ты прав,
______________тебе помогут
__________________________люди,
Ведь надо оставаться
____________________в ампли-
_____________________________туде...
обращаю внимание, что без "подчёркиваний пробелов" платформа ГОЛОСА к сожалению лесенку Маяковского не держит, но и нарубленные клипы строчек - воспринимаются всё лучше чем ординарная унылость "некрасовской строфы", навязываемая недалёкими программистами.
Сравним:
Если висят
над твоей темой
флаги,
Сдержи свой гнев
и не теряй отваги.
Когда ты прав,
тебе помогут люди,
Ведь надо оставаться
в ампли-
туде...
Я совсем не настаиваю, что эти вирши нужно располагать стихотворной лесенкой или нарубленными пазлами. Просто с согласия автора @vas я постарался показать другим стихотворцам потенциал выразительных средств размещения, подачи, конструирования, на который они могут рассчитывать в своем творчестве.
На выставке «Язык скульптуры по Брайлю» в здании Третьяковской галереи на Крымском валу. Как следует из названия выставки, все скульптуры можно – и нужно! – трогать (вот это ПОРЯДОК!). Фото: [см.
исходник
]
С пожеланием всем творческих и порядоШных успехов,
вячеслав @buk