Работа со слоями графическом редакторе.
Всем привет! С вами @torchuk и сегодня мы поговорим о возможностях обработки фотографий в Фотошопе (ФШ) с использованием слоев. Что-то из изложенного ниже можно будет использовать и в других редакторах, но опираться в примерах я буду именно на ФШ, как самый известный продукт. Поехали!
Я начал пользоваться ФШ очень давно, около 20 лет назад. Насколько я помню, это была пятая версия (не путать с CS5 - Color Studio, первая из которых появилась лет на 5 позднее). И уже тогда в этой программе были слои, которые были и остаются одной из основополагающих особенностей ФШ, поскольку именно они позволяют нам гибко, наглядно и эффективно обрабатывать изображения. Возможно я бы даже сказал так: если вы не используете слои в ФШ, то и сама программа вам не особо нужна, ведь можно обойтись куда более простым аналогом.
Итак, эта статья призвана ответить на три основных вопроса:
- Что такое слои?
- Что они нам дают?
- Как мы можем их использовать, чтобы расширить свои возможности в обработке?
В широком смысле слой - это то, что позволяет создать некую последовательность. А поскольку в графическом редакторе мы работаем с изображениями, то слой легче всего себе представить, как некий листовой материал, например, лист бумаги. Она может быть пустой или содержать изображение. Следующий слой может быть листом стекла, то есть может быть почти прозрачным. А сверху может лежать и вовсе засушенный лист клена. Сложив их друг с другом, мы получим некий результат, ту самую последовательность, причем согласитесь, что поменяв порядок, мы можем существенно повлиять на итог.
В графическом редакторе мы мы работаем в основном с растровыми картинками, которые представляют собой массив точек, расположенный в плоскости. Поэтому наш вгляд на получившуюся последовательность всегда ограничен: мы можем смотреть на все наши сложённые листы-слои только сверху. И то что мы видим - и есть результат обработки.
Примечание: Все картинки с примерами стоит открывать в большем размере, чтобы лучше рассмотреть, что там написано и какое воздействие оказывается.
Однако, в ФШ слои могут не просто лежать друг на друге, как обычные листы. У них есть разные свойства наложения, которые также влияют на получаемый результат. Например:
- Прозрачность. Думаю, тут все понятно: Выставляем в соответствующем поле число от 0 до 100 и получаем степень видимости в стеке слоев.
- Возможность привязывать слой к предыдущему. В этом случае верхний слой будет влиять только на тот, к которому привязан. Осуществляется нажатием мыши между двумя слоями с зажатой на клавиатуре кнопкой Ctrl.
- Режим наложения. Здесь кроются просто залежи возможностей. Каждый режим определяет то, как верхний слой объединяется с нижними. Если обычное наложение одной картинки на другую это просто замена нижних пикселей на верхние, то с помощью выбора режима мы можем их, к примеру, перемножить, вынести, выбрать более тёмные , или использовать яркость одного, а цвет другого.
- Локальные свойства. Мы можем в любой момент менять очередность слоев, добавлять маски или просто их выключать.
Кроме того, стоит отдельно упомянуть специальные корректирующие слои. То есть практически все, что есть в разделе "Image-Adjustments" мы можем наложить в виде отдельного слоя и в любой момент поменять параметры той самой корректировки: кривые, яркость и контрастность, перевод в черно-белое изображение и т. д.
Примечание. Я специально не упоминал векторные слои, тексты и прочее чтобы ограничиться только тем что непосредственно связано с фотографиями.
Ну а теперь от теории перейдём к практике. Зачем нам все это? Почему удобнее использовать слои, а не просто шаг за шагом менять наше изображение разными инструментами и фильтрами? Ответ на этот вопрос довольно прост. В случае со слоями мы можем в любой момент подкорректировать изменение, не затрагивая базового изображения. Убрать его, установить силу и время воздействия. В некотором роде слои похожи на историю, только их можно менять как угодно и когда хочешь. В этом - основа так называемого неразрушающего редактирования, когда в любой момент времени можно вернуться к базовому изображению.
Более того, я советую сохранять фотографии со сложной обработкой в многослойном psd-файле. Порой недочеты могут обнаружиться не сразу, но в этом случае вы всегда сможете поправить результирующее изображение. Это с лихвой окупит лишнее место занятое файлом, тем более что мегабайты нынче более чем доступны.
Для примера приведу некоторые преимущества работы со слоями:
Классическое повышение резкости. Создаём дубль основного слоя. Обрабатываем его фильтром Highpass (раздел Filter-Others, а значение подбираем по общему размеру картинки). Меняем свойство его наложения на один из вариантов (Softlight полегче, а Hardlight и Overlay - пожёстче). Если много - уменьшаем прозрачность. Есть ещё один плюс от использования слоев: если вдруг вам недостаточно полученного эффекта, то просто сдублируйте слой-наложение и эффект усилится.
К слову сказать, этот приём является частью так называемой частотной обработки фотографий, когда мы отдельно воздействует на крупные детали и отдельно на мелкие. Но это уже довольно сложная тема.
Делаем закат насыщеннее. Недостаточно фактурное небо на фотографии? Блеклый закат? Дублируйте основной слой. Ставьте свойство Multiply. Играйте с прозрачностью. Если низ фотографии слишком ушёл в тень, то добавьте простенькую маску и кистью закрасьте нижнюю часть. Сюда же можно добавить и свойство Softlight: оно поможет с контрастом в среднем диапазоне, но сохранит детали в светах.
Таких примеров можно привести ещё много. Есть и чисто техническое применение. Например, режим наложения Different легко обнаружит даже небольшие отличия в двух изображениях. Несколько раз в ходе работы жюри/экспертного отбора конкурсов я проверял, что обработка была в рамках разрешённого, то есть ничего не отрезано и не пришито. Кстати, все эти склейки и прочие прелести коллажей тоже полностью лежат в возможностях слоёв.
Про различные приёмы арт-обработки с помощью наложений я уже не один раз писал. При желании вы легко сможете найти эту информацию на моей странице. Кстати, когда мне сложно выбрать какой-то один итоговый вариант обработки, я складываю их в слои и начинаю играть с прозрачностью. Смешиваю, их как коктейль. Экспериментирую.
Работа со слоями - это почти философия, когда ты сразу представляешь изображение со всеми вариантами возможных изменений, при этом с минимальной привязкой к их последовательности. Когда у меня есть слои я жонглирую ими в поиске лучшиего варианта. При этом очень важно, что в процессе таких экспериментов я не теряю качество изображения, ведь если последовательно воздействовать на фотографию то одним, то другим способом, можно ее существенно ухудшить.
На сегодня все. С вами был @torchuk. Хороших фотографий и превосходных результатов обработки!
Подписывайтесь на фото сообщество @photoclub и подключайтесь к кураторскому паровозу, который поддерживает качественный фотоконтент.
Наш чат в телеграм: @photoclubgolos.