Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
investigator
7 лет назад

ТАЙНЫЙ ЧИН ТЮТЧЕВА


есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора.
весь день стоит как бы хрустальный

В какую идиотскую голову может взбрести мысль, что чин автора вряд ли позволяет считать эти строчки бессмертным шедевром?

Но по чину…Слишком высокопоставлен.

Чин Тютчева.

Шедевры – удел коллежских асессоров

Диктатура – филиал литературы. В отечественной традиции нет литературных критиков – есть литературные прокуроры. Неистовый Виссарион – первый обер-прокурор беззащитной изящной отечественной словесности. Его приговоры – как выясняется – не имеют срока давности. Да их никто и не осмелится обжаловать. У прокурора – безупречный вкус – на все времена.

Нет на Белинского усомнившегося Макара.

Сдается, только в отечественном безнадежно политизированном белинском литературоведении возможен такой спецтермин: «секретарская проза».

Классовое, плебейское, разночинное подозрительное сознание отказывало (понятно, лукавя) высокопоставленному директору мидовского департамента и действительному тайному советнику.

Великая русская литература – удел коллежского асессора, поручика, земского доктора, в крайнем случае – сосланного подполковника

      начальнику не положено писать,

      заведомо плохо

      начальник в России никогда (не имеет права) не напишет хорошо

      тьфу на Федора Ивановича! бессовестно искажает картину

Как ни прискорбно, но Павел Бажов напомнил о том, что принципы отечественного вульгарного псевдоклассового литературоведения вечно живы и спокойно прижились в современной демократической среде.

Молодой член жюри Бажовской премии пригвоздил неопровержимым аргументом.

− Да он же директор!

Всё, не обсуждается. Критерий убийствен.

Было добавлено:

− Книга оформлена вызывающе респектабельно.

Уже и «книга пространства» виновата, что ее делали долго, со вкусом и с любовью. Обидели?

Надо ли оправдываться, что не нищий?

Неслучайная современница, доктор социологии, еще не астролог, но уже футуролог, которая четверть века убеждает меня, что я (скорее всего, непонятый) гений, всё же не удержалась:

− Но последние твои книги вызывающе не скромны, шикарны.

Мол, победнее б не помешало.

Книга, по природе своей, аристократка. Избранная.

Честный профессионализм.

Высокое качество. Вдохновенное мастерство. Хороший вкус. Вот, казалось бы, по-настоящему и подлинно.

Но, оказывается лишь повод для упрека.

Укрощение скромности – не украшение скромностью.

Мастер не прибедняется – преодолевает и превозмогает.

Речь, видимо, о фотокниге «СиСонБо». Но это же сибирский эпос, требуется особый книжный калибр, и книга получилась фешенебельной, респектабельной, масштабной. По размеру.

Но вопрос – для себя прежде всего – не мельче, чем: гений и злодейство. Конечно же, совместны.

Не творчество и должность (чин, пост), а творчество и власть, Противопоставлены и отрицают друг друга? Или или? Или?

Власть, не греша против истины, – творчество. Сплошное. Осуществляющий разумную власть – творящий человек. Концентрация творчества.

Нет рецепта подлинной власти, это всегда акт творения.

Литераторы ревнивы к власти. Вообще ревнивы, а здесь ревнивы как конкуренты по творчеству.

Поэтому – совместимы. Власть и творчество.

Разные способы и только. Гений и злодейство.

Как-то надо вспомнить мой старинный друг Рим Султанович Сулейманов, командир великого Уренгоя, с которым мы знакомы еще со времен Медвежьего и Пангод, который много и системно помогал модернизации «Региона», предложил:

− Будут проблемы – обращайся. У меня есть возможности. Не стесняйся.

Проблем у меня не было. Но лежала рукопись «Частное открытие Сибири».

Я уже лет семь не издавал книг. Советская система окончилась. 

Я помаялся с «Манящим светом» и понял, что в буржуазной системе книгоиздательства вряд ли впишусь. К тому же наступил 21 век. Я понял, что я писатель и автор книг ХХ века. В 21-ом надо искать другое занятие. Работа, слава Богу, есть. Прокормлюсь.

И здесь Сулейманов со своим предложением. Я преодолел свою застенчивость – не сам же обременил старинного друга. Да и «Частное открытие» писал не только для себя.

Сулейманов поддерживает все мои сумасшедшие замыслы, хотя большой реалист, мощный прагматик, рационалист до мозга костей.

Не знаю, состоялись бы мои книги, если бы не его мощная всегдашняя поддержка. Да что там состоялись! Написались бы?

У меня немного таких друзей, но если я писатель и ХХI века, это – их заслуга.

Рим Сулейманов попросил только об одном:

− Наши книги никогда не продавай. Только в подарок.

Так что все свои книги я исключительно дарю, и, конечно же, это дар самого Рима.

Они не только помогали, но, надеюсь, и читали книжки, которые помогали издавать. Издавать, как того требовала сама книга, вопияла.

А если не читали, это, скорее, лучше – с их помощью я не сдерживал себя в творческой необузданности – их помощь избавляла от цензур.

Еще одна возможность сказать им великое спасибо. Это: Юрий Константинович Шафраник, Семен Михайлович Вайншток, Владимир Юрьевич Пискайкин, Владимир Николаевич Семенов, Татьяна Николаевна Зарубина.

И еще спасибо гению чистой линии Геннадию Райшеву, и мобилизованному графику Александру Кухтерину.

Наверное, для меня важно, кто же я в первую очередь: творящий человек или начальник.

Первое, понятно, предпочтительнее. Талант. Начальник, по определению, бездарность.

Не забуду случай.

Меня призвали в Тюмень командиром телерадиокомитета. В те горбачевско-советские времена только-только начали пугливо – еще осторожно – публиковать первые гороскопы. Я выбрал какой посолиднее, читаю свой − «Рыбы». Гороскоп для деловых людей. Рыбы – безнадежно творческие люди, не от мира сего, непредсказуемы, неуправляемы, анархисты, взять с них нечего.

Власть им, даже в малых дозах, противопоказана.

− Да, горюю, не на своем я месте.

Две странички убористого астрологического текста.

Но последнюю строчку перечитываю вновь и вновь.

− Однако пригоден управлять радиостанцией, руководить телестудией.

Камень с сердца. Звезды не соврут.

Верю в свою звезду в созвездие Рыб.

Я – лидер творческого коллектива. Главный дирижер несыгранного телеоркестра. Главный режиссер разномастной телеорды. Руководитель стоголосого хора мальчиков и девочек.

Меня устраивает.

Прекрасно совмещается.

Все остальное от них, от лукавых.

Так, старина Бажов? Мастер, он во всем мастак. 


не то, чтоб из карьерных соображений

а дабы убедиться: 

я на своем месте.

А сам Бажов?

Сила слова, красота слога, мощь помысла, суверенитет замысла.


* * *

(авторская редакция)

Автор: Анатолий Омельчук
Издатель: @investigator

Из книги "Дирижер дождя" (готовится к печати)


Прим: Речь в начале повествования идёт о книгах изданных моим издательством. В частности: "СиСонБо" - это сокращенное название книги "Сибирь. Сон Бога", издана в 2015 г.

0
3.201 GOLOS
На Golos с January 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые