Как русские гэбэшники пожертвовали миллионами своих верующих ради войны с Украиной
Последняя неделя была очень интересна, хотя все эти разговоры о динозаврах очень утомительны, а выслушивать приходится обе стороны, тем не менее всё это имеет определённое историческое значение.
Итак, мы стали (возможно) свидетелями события, которое будет изучаться в истории так же как раскол католиков и православных или как протестантские расколы, или объявление английского короля самого себя главой церкви и пр.
Это не первое событие, которое может стать таким исторически интересным. Хотя и не факт, что станет. Очень зависит от того, каким место русской православной церкви видится в мире ибо большое видится на расстоянии. К тому же для многих разница между русскими православными и остальными может предстать примерно как между алавитами и шиитами (т.е. почти никакой для любых других конфессий). Или например как разница между украинскими православными киевского патриархата до снятия анафемы и канонизации и иными украинскими православными (вообще никакой).
Поэтому для всего просвещённого мира это было позёрство, довольно архаичное. Если бы анафемствовали ещё на Варфоломея или Порошенко вообще были бы подняты на смех... в 21-ом веке-то!
Но зачем же в таком случае всё это представление?
Каноничность VS Неканоничность
Русская православная церковь долгое время упирала на свою каноничность для сохранения своих позиций в Украине. Именно по этой причине большинство старых церквей были даны им во временное пользование, как представителям каноничного православия, в котором эти церкви были выстроены. Всё-таки переход церкви как храма из одной религии в другую был бы воспринят большим сопротивлением. Для нас общеизвестна только одна такая церковь - Айя-София в Стамбуле.
И вот уже 25 лет РПЦ подчёркивала и вела религиозную пропаганду, у которой есть более подходящее и позитивное обозначение - проповедование, упирая именно на свою каноничность. Большое количество священников УПЦ МП не раз упоминали, что могли бы перейти в УПЦ КП, но лишь при условии её каноничности, евхаристического общения и единства со всем православным миром.
И именно поэтому знаково то, что сейчас произошло в Минске (сразу после заседания совета по нацбезопасности в Москве) - православных РФ пожертвовали ради обострения религиозного противостояния в Украине.
Если бы РПЦ не объявила о своей нынешней неканоничности, то вопрос перехода общин и церквей (храмов) не стал бы сейчас настолько актуальным. Переход московскопатриарших церквей проходил бы постепенно, по мере решения соответствующих общин.
Но теперь... священники МП со всеми своими 12 000 приходами должны стать неканоничными? Прихожане канонической УПЦ МП должны отказаться от своего православия и стать внезапно верующими в "русскую религию"? Храмы, которые веками принадлежали канонической православной церкви, должны стать молельными домами русской церкви?
Очевидно же зачем это решение было принято, и хотя русские гораздо менее воцерковлены чем украинцы, но на мой взгляд это слишком большая жертва для страны с "особой духовностью".
И да, это ускорит переход церквей московского патриархата в лоно Единой украинской православной церкви, хотя безусловно всё, что ускоряет эти решения до их вызревания, обдумывания и дискуссии может привести к повышению градуса дебатов по вопросам перехода. Хотя то здесь, то там церкви переходили из московского патриархата все эти пять лет. И на мой взгляд даже переход сельских общин происходил быстрее, так как я сама была свидетелем этих раздумий в 2015 году в Моринцах, а в Каневе и конь не валялся до сих пор (хотя я слышала, что наш главный типа поп одной ногой в могиле и его не хотят тревожить).
Но Украина урбанизирована (более 70% населения живёт в городах, а в городах гораздо сложнее выделяется община прихода и религия играет меньшую роль в жизни и т.п. причины). Поэтому процесс небыстрый.
Прошлое VS Будущее
Сделав краткий обзор дискуссий в украинских и российских медиа видится следующий вывод:
Украинская дискуссия более позитивна и смотрит в будущее, русская - более архаична и копается в прошлом.
В Украине и речи нет о каких-то силовых противостояниях и отъёме собственности, так как церкви принадлежат общинам и соответственно есть цивилизованные методы смены конфессии.
Я сама (хотя и не верующая ни разу) очень рада за прихожан УПЦ КП и УАПЦ, которых приняли в канонический православный мир, признав не только "отныне и во веки веков", но и все ритуалы проведённые за предыдущие годы этими церквями. Я физически ощущаю благодать, которая снизошла на прихожан этих церквей, и очень рада за них. Вот в этом настроении говорить о каких-либо драках и противостояниях просто смешно.
Но российская пропаганда уже дошла до крестовых походов и всех вот этих разговоров о самых кровопролитных религиозных войнах и прочей архаике. Для современного человека всё это звучит довольно дико и прямо как огромная деградация людей судя по риторике далеко не только в рядах гэбэшников. Как будто люди...ну я не знаю математику и физику забыли и вернулись на четыре-пять веков назад в своём цивилизационном развитии.
Мы, конечно, имеем возможность насладиться развитием сюжета, с чем нас и поздравляю.
PS И да, для тех православных, для кого имеет значение каноничность в РФ (хотя возможно, что это для тамошних православных пустой звук и актуально было только для украинцев), в России зарегистрирована Белгородско-Обоянская епархия УПЦ КП, которая имеет два прихода. Так что есть возможность для православных причаститься, покреститься, повенчаться и пр. ;)