[История жизни и творчества] Билли Холидей
7 апреля у Билли Холидей, известной американской джазовой певицы, исполняется юбилейная 105 годовщина дня рождения.
**
Билли Холидей с её неповторимой манерой пения и пронзительным драматизмом в исполнении с лихвой компенсировала отсутствие какой либо вокальной школы и технической подготовки и превратилась в одну из самых популярных джазовых вокалисток мирового уровня.
Билли Холидей / Billie Holiday, настоящее имя Элеонора Фейган / Eleanora Fagan, родилась 7 апреля 1915 г. в Филадельфии вне брака её очень молодых родителей 16-летнего музыканта Кларенса Холидея и 13-летней Сейди Фейган. Среди её предков были как чернокожие рабы, так и ирландские протестанты-переселенцы. Детство у Элеоноры было не из легких, особенно когда такие молодые родители разбежались вскоре после её рождения, так и не создав семью.
Молоденькой маме Сейди без жизненного опыта было недо дочери, она зарабатывала, чтобы прокормиться. Да и сама Элеонора начала работать в 6 лет, чтобы помочь одинокой матери. Ещё в детстве Элеонора подверглась насилию, после чего была определена в строгую католическую школу, но в 12 лет она вместе с матерью переехала в Нью-Джерси, а потом в нью-йоркский квартал Бруклин.
В Нью-Йорке ей пришлось много работать вместе с матерью, зарабатывая мытьем полов в барах и ночных клубах, где Элеонора впервые услышала живьем Луи Армстронга и Бесси Смит, ставшими для юной девчонки первыми кумирами.
Впервые её заметили на сцене в 18-летнем возрасте после того, как она уже несколько лет подрабатывала пением в клубах Гарлема под сценическим псевдонимом Билли Холидэй (Праздник), который Элеонора сама заимствовала у кинозвезды тех лет Билли Дав. Молодой продюсер Хэммонд привел на её выступление Бенни Гудмана, который вскоре включил Билли в качестве солистки в небольшую группу под его управлением. Уже в конце того же года Билли выпустила свой первый сингл “Your mother’s son-in-law”.
А потом у Билли был год жесткого выживания на нью-йоркской клубной сцене в условиях жестокой конкуренции. В 1935 г. у Билли был дебют на сцене гарлемского театра «Аполло» и съемка в фильме с самим Дюком Эллингтоном. А попав, наконец, снова в студию звукозаписи, Билли провела в неё 4 сессии, записывая с ансамблем Т.Уилсона серию невразумительных песенок в худшем качестве, которое тогда было присуще всем чернокожим исполнителям ввиду чисто расистских ограничений в американском мире звукозаписи.
Но заметно возросшее вокальное мастерство Билли и вдохновенная игра приглашенных музыкантов быстро превратили её в популярную исполнительницу. В 21 год Билли много гастролировала в сопровождении малого оркестра, с некоторыми музыкантами которого Билли задружилась на всю оставшуюся жизнь, тенор-саксофон Лестер Янг и трубач Бак Клейтон. Именно в этот период с 1933 по 1944 г. это трио создало россыпь успешных и виртуозных синглов в количестве более 200. И именно Л.Янг прозвал Билли как Lady Day за элегантность.
А в 1937-38 гг. Билли столкнулась с проявлениями предвзятости по расовым признакам и откровенной травли в прессе, ей пришлось покинуть устоявшийся коллектив “Count Basie’s orchestra” & “Artie Shaw”. Но зато ей достается ангажемент в модном джазовом клубу “Café Society”, где она поёт вскоре её хитовый сингл “Strange fruit”, как самый достойный ответ на проявления расизма.
Сингл был тут же запрещен к радиотрансляции, но он был раскручен через систему музыкальных автоматов. А в 1941 г. Билли исполняет хит на все времена “God bless the child” собственного сочинения.
А её третьим хитом стала песня “Lover man”, выпущенная на лейбле “Decca Rec.”, который сделал Билли своей главной звездой и обеспечил её лучшими оркестрами для новых записей. И Билли щедро отплатила лейблу, выпустив в конце 40х годов целую серию отменных мелодий. Её творческая карьера вышла на самый пик к середине 40х годов, но в 1947 г. после триумфально-прибыльного концерта в Нью-Йорке и удачной роли в кино вместе с Луи Армстронгом, попытка создать собственный оркестр почти разоряет певицу.
А тут начинается чернейшая полоса в семейной жизни, два неудачных брака следуют один за другим, а приобретенное от 1го мужа пристрастие к алкоголю и наркотикам, усугубляется смертью матери, когда постигшее горе глушится героином, а следом идет тюремное заключение на 8 мес. за хранение героина, Но и после возвращения из тюрьмы неудачи преследуют певицу. Из-за судимости по наркотической статье она автоматически выбывает из рядов артистов кабаре, жесткий запрет на профессию. У Билли остается только студийная работа, а её душевное равновесие находится на пределе срыва.
Из престижного и мощного лейбла “Decca Rec.” Билли к концу 50-х годов неизбежно выбывает. Работая с менее мощными продюсерами, она какое-то время довольно успешно сотрудничает с такими музыкантами как Оскар Питерсон, Гарри Эдисон и др. Но тут у певицы в самом расцвете возникают первые проблемы с голосом из-за увлечения наркотиками, её голос тускнеет и слабеет, теряя его красоту и наполнение.
У певицы остается только неизменное высокое качество песенного материала. Триумфально проходит её гастрольный тур в Европу в 1954 г. Большим успехом пользуется её двойной альбом “All or Nothing at all” 1955 г., который представляет собой классику джазовой вокальной традиции.
В 1956 г. певица выпускает довольно приукрашенную автобиографию под названием “Lady sings the blues”. А далее следует её последнее официальное появление на публике на канале CBS “The sound of jazz”, в 1958г. Билли записывает последний студийный альбом “Lady in satin” и совершает 2 последних гастрольных вояжа в Европу. Но голос певицы уже не выдерживает присущего ей качества, попытка записи альбома для лейбла MGM практически проваливается.
В мае 1959 г. Билли Холидей впадает в кому из-за проблем с печенью и сердцем. А в последние недели жизни, чтобы заглушить боли, она подсаживается на наркотики, задерживается полицией за их хранение и находится под домашним арестом. И умирает Билли 17 июля 1959 г. в возрасте 44 лет из-за передозировки героина. А мученический ореол её жизненной трагедии нещадно эксплуатируется уже после её смерти.
Была попытка превратить Билли Холидэй в культовую фигуру со стороны певицы и актрисы Дайаны Росс, сыгравшей её роль в автобиографичном фильме “Lady sings the blues” 1972 г. А после выхода фильма вдруг возникла волна повышенного интереса к её судьбе и переиздания её оригинальных 48 студийных альбомов. В творческом багаже певицы имеется более 330 песен, Билли Холидей получила 6 премий «Грэмми» и 2 премии за жизненные достижения в развитии вокального искусства. Билли Холидей была дважды введена в Залы славы Национальный и штата Мэриленд.
Традиционно привожу наиболее известные хиты в исполнении Билли Холидей: