[Изучение Египта] Бог Хорос в древнеегипетской религии
Статья @tatioberegova для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.
Хорос (Гор) – один из самых известных богов древнего Египта, из числа самых первых божеств, которым поклонялись древние египтяне. Имя Хороса упоминается в документах первых династий правления фараонов, а изображения Бога сокола относятся к еще более раннему периоду.
картинка
«Туринский канон» (древний папирус, содержащий сведения о самой ранней истории Египта), описывает додинастических правителей Египта как «последователей Гора».
Поклонение Хоросу было принесено в Египет извне соседними племенами, которые вторглись, а затем и поселились у берегов Нила. Хорос считался их Богом войны, но быстро был адаптирован местными жителями в древнеегипетскую религию, сначала как сын верховного бога Ра, а в более поздние времена – Хорос стал почитаться как сын Осириса – Бога загробного мира.
Чаще всего бог Хорос изображался в виде человека (иногда льва или сфинкса) с головой сокола, увенчанной двойной короной с солнечным диском.
Изображение Бога Хороса (Гора)
В некоторых изображениях Хорос показан как сокол с расправленными крыльями, покоящийся на голове фараона.
Фараон Хефрен, покрываемый крыльями бога Хороса
В первых династиях правителей Египта Хорос считался защитником и покровителем правителя, а позже сами фараоны провозглашали себя наместниками бога Хороса на земле.
С самого раннего династического периода имя фараона записывалось в прямоугольной форме (известной как «серех») с изображением сокола, расположенной на фасаде правительственного дворца. Этот способ изображения означал, что фараон является посредником между небесным и земным царствами, и сам фараон является Богом.
Формы Бога Хороса (Гора)
Хорос - сложное божество, проявляющееся в различных сущностях, но разнообразные формы Хороса тесно взаимосвязаны, поэтому их стоит принимать как аспекты одного и того же божества.
Египетское слово «hor» (har), которым назван Бог сокол, переводится как «один на высоте» или «далекий», по аналогии с парящим высоко в небе охотничьим соколом. Мифологически бог представлялся как небесный сокол, правым глазом которого было солнце, а левым - луна. Пятнистые перья на его груди символизировали звезды, а его крылья были небом.
фото
Хорос, как небесное божество, ассоциировался с Богом солнца. Гребень из слоновой кости - правителя Дена (I династия) изображает сокола в лодке, плывущей по вытянутым крыльям, и пересекающего небо как Бог солнца.
фото
Другая форма сущности бога Хороса называлась Гор-ахты («Гор двух горизонтов») и символизировала Бога восхода и заката. В «Текстах Пирамид» умерший правитель возрождается на востоке, как Бог Гор-ахты. В конце концов, эта форма Хороса стала частью культа Солнца в Иераконополисе (на греческий манер Гелиополис – додинастическая столица древнего Египта) и была объединена с Богом солнца как Ре-хор-ахты.
Бог Хорос также почитался как сын Осириса и Исиды (Хар-па-черед, буквально «Хорос ребенок»). Первоначально это было отдельное божество, с которым впоследствии был объединен Бог сокол.
фото
Так или иначе проявляются и многие другие формы Хороса. Его называли «Iunmutef» («Столб его матери»), и использовали как погребальный титул священников. В Новом Царстве Великий Сфинкс в Гизе, первоначально представлявший четвертого правителя III династии Хофру (Хуфу), был истолкован древними египтянами как образ Хор-эм-ахет (Гор Горизонта). В лице Сфинкса Хорос был идентифицирован с сирийским ханаанским божеством, Хауроном, и считается что арабское название Сфинкса «Абу эль Холь» (отец ужаса) происходит именно из этого сравнения.
фото
Другая форма Бога Хороса - «Хар-нед-ифе» (Хорос спаситель своего отца), подразумевает божество, противоборствующее Сету, убийце отца Хороса – Осириса.
фото
Также следует упомянуть Глаз Гора, символ, используемый в качестве амулета, обозначающий совершенство, здравый смысл и используемый в качестве оберега от «злого глаза».
фото
Мифология
Текстовый и мифологический материал о Хоросе достаточно многообразен - состоит из гимнов, ритуальных и богословских текстов, рассказов и даже древних коптских и греческих.
Наиболее полное повествование о Хоросе - это «Писание об Исиде и Осирисе» в латинском переводе с греческого оригинала. Другие учетные записи включают в себя «Мемфисское богословие» или камень Шабака, «Заклинание текстов гробниц», «Великий гимн Осириса», хранящийся в Лувре, «Тяжба Гора и Сета», а также «Миф Гора» в Эдфу, известный как «Триумф Гора».
Эти тексты в различных вариантах рассказывают о жизни Хороса - зачатие и рождение бога, описание его детства, проведенного в зарослях папируса, где мать Исида прятала его от преследований злобного правителя Сета, убийцы собственного брата - отца Хороса Осириса.
Повзрослевший бог Хорос, представленный в этих историях, на протяжении 80 лет сражается с Сетом, пока суд богов, наконец, награждает его достойным местом на троне Египта, выполняющего задание объединения и управления страной.
Рассказ о противоборстве Бога Хороса злодею Сету можно прочитать здесь.
Начиная с рубежа двадцатого века, египтологи обсуждают вопрос о том, существовало ли противостояние между Хоросом и Сетом, были ли это действительно исторические события или древние описания этой борьбы лишь символический миф. Этот вопрос осложняется географическими полярностями культовых центров двух богов. Хотя Хорос почитался по всему Египту, его основные культовые центры находились на юге, а центры поклонения Сету, как правило, находились на севере, в основном в дельте Нила. Согласно «Туринскому Канону», древние додинастические правители Египта были «последователями Хороса», а к моменту объединения Верхнего и Нижнего Египта правителем был Хорос. На палитре в египетском Национальном музее демонстрируется фараон Нармер, считающийся первым правителем объединенного Египта, и показан Хорос, держащий веревку, которая проходит через голову побежденного северного соперника. Следовательно, некоторые египтологи считают, что источником мифологического конфликта между Хоросом и Сетом, возможно, была борьба за объединение Верхнего и Нижнего Египта.
Культ - поклонение
Чаще всего, можно с уверенностью идентифицировать древний египетский храм поклонения тому или иному Богу, но так как, Хорос изображался в нескольких формах, и ассимилировал многих других богов, сложно со 100% гарантией утверждать, что конкретный культовый центр связан с поклонением богу Хоросу. Скорее всего, центром почитания Хоросу был район Нехена в южном Египте (Иераконополис или «Город Ястреба»).
Тем не менее Хоросу, вместе с другими божествами, поклонялись во многих египетских храмах, и такие места поклонения, датируемые от додинастического периода до прихода христианства, расположены по всему Египту. Фактически, Хороса продолжали почитать в некоторых древних коптских (христианских), ритуальных текстах. В северном Египте бог Хорос был особо почитаем в Дельте Нила, в древнем городе Хем (греческий Летополис, Старое Королевство). Там он был известен как Хорос Хенти-Ирри, или Хенты-Хем, «Один из Хем». В Главе 112 «Книги Мертвых» рассказывается о том, что город Пе (исторический Буто) был предоставлен Хоросу в качестве компенсации за его глаз, который был вырван Сетом.
На юге Египта Хоросу поклонялись вместе с его супругой Хатхор и их сыном Харсомптусом в храмах, построенных Птолемеями в Эдфу и Ком Омбо (древние города на Ниле). В Эдфу церемонии поклонения богу Хоросу включали ежегодную Коронацию Священного Сокола в начале 5-го месяца египетского года. Культовый акт символизировал объединение бога Сокола с правящим фараоном
Различные изображения Хороса есть в храмах Асуана – бывшей территории древней Нубии.
Как объект народного почитания в Египте, Хорос часто изображался в амулетах, которые использовались в исцеляющих ритуалах, в виде сокола, либо человека с соколиной головой.
Предположительная аналогия с христианской иконографией.
Следует отметить, что некоторые египтологи видят в иконографии христианского искусства предшественника Гора. Например, Исиду и младенца Хороса иногда рассматривают как модель Марии и младенца Иисуса. Хорос, доминирующий в битвах, может иметь аналог с иконами Христа Пантократора,
Христос Пантократор. Синайский монастырь
А Хорос, борющийся со змеем Сетом, привязывается к изображениям Святого Георгия, побеждающего змия.
Не все так просто в древнеегипетской религии. Но вера помогала древним египтянам жить и строить великую цивилизацию.
Оригинальная статья написана автором по личному опыту многолетней работы туристическим гидом в Египте.
Из Египта, ваша @tatioberegova