Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
laiminga
5 лет назад

Кто ты, прелестное дитя?

Картина Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» с момента ее появления на выставке передвижников в Санкт - Петербурге окружена множеством загадок. Во – первых, полотно стало полной неожиданностью для коллег Крамского. Они были удивлены, что Крамской писал картину втайне от всех, хотя это было не в его правилах. Имея большой круг заказчиков разных уровней, друзей, коллег и почитателей, Иван Николаевич всегда делился с ними своими творческими планами.

IMG_20190710_132339-678x859.jpg

Картина создавалась некоторое время, но никто не видел работы над ней и не слышал даже о задумке художника. Интрига была подогрета и тем, что Павел Михайлович Третьяков – самый большой поклонник творчества Ивана Крамского, отказался покупать для своей галереи это полотно. Причём, отказался при этом от каких – либо комментариев. No comments, как говорится.

IMG_20190710_131952-806x575.jpg

Картина Ивана Крамского «Неизвестная», созданная в 1883 году, имела первоначальное название «Камелия с Невского " или проще – «Кокотка в коляске», как назвал полотно критик Владимир Стасов. «Камелиями» тогда называли проституток высшего ранга. Красивое название было заимствовано из романа «Дама с камелиями», где героиня – девушка лёгкого поведения, носила при себе эти цветы. По из цвету и количеству мужчины знали о планах дамы на ночь.

То, что на картине Крамского изображена куртизанка, было понятно без слов петербургскому обществу конца XIX века. На это указывало всё, начиная с пальто «Скобелев», шляпки « Франциск», дорогих лайковых шведских перчаток , муфтой и золотым браслетом. Всё это были символами дорогой элегантности. Однако это не означало принадлежности дамы к высшему свету, а скорее, наоборот: одеваться с ног до головы в дорогую одежду по последней парижской моде могли позволить только те дамы, профессией которых было привлекать к себе внимание мужчин. И главное - только куртизанка разъезжала по городу в коляске, где место рядом с ней было не занято. Это был знак, понятный в те времена – «место со мной свободно, как и постель». А место в коляске рядом с приличной дамой всегда должно быть занято либо мужем, либо женихом, либо родственниками, детьми и, наконец, прислугой.

Картина появилась на выставке в Петербурге, подверглась жёсткой критике и Крамскому ничего не оставалось, как спрятать полотно в самый дальний угол своей мастерской. Только после смерти Ивана Крамского наследники, проводя ревизию картин в мастерской, нашли это полотно, изменили название на «Неизвестная», и представили его публике. После 11 выставки передвижников в Петербурге картина была куплена крупным российским промышленником, сахарозаводчиком, благотворителем и коллекционером живописи - Павлом Харитоненко. Современники о нём говорили, что Павел Иванович «
богат, как Крёз, щедрый, как Меценат».

IMG_20190710_133009.jpg

(Павел Харитоненко - слева - с семьей)

P.S. Есть несколько версий, кто же изображён на картине Крамского. Сторонники разных версий приводят свои подтверждения. Но правду знал только сам автор полотна. Но, изучая его дневники и записи, искусствоведы не нашли ни строчки ни о создании картины, ни о натурщице, ни о идее полотна – ни слова.

6
14.790 GOLOS
На Golos с October 2018
Комментарии (25)
Сортировать по:
Сначала старые