Банальное ЗАИМСТВОВАНИЕ? или АКАДЕМИЧЕСКИЙ плагиат?
Недавно был на экскурсии по музею-заповеднику «Остров-град Свияжск» (это под Казанью)
Рассматривая роспись купола Собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», сразу вспомнил изображение Саваофа с младенцем Иисусом на коленях и голубем над ним в главном куполе восстановленного Храма Христа Спасителя в Москве. Удивился, что никто на это внимание почему-то не обращает.
Сфоткал табличку перед храмом. В ней сказано, что построено в 1898 - 1906 гг. архитектором Ф.Н. Малиновским. В 1906 г. в соборе были выполнены масляные росписи, на пожертвования жительницы Свияжска А.В. Поповой, елабужского купца И.Г. Стахеева; в 1914 г. производилось обновление живописи на средства московского фабриканта С.С. Мечникова, часть стенных композиций была написана на линолеуме.
В подцерковье (цокольном помещении) в 1905 г. была похоронена игуменья Апфня (в миру А.К. Юмина), много сделавшая для строительства собора.
В 2010 - 2014 гг. проведены комплексные реставрационные работы. Реставрация живописи осуществлена бригадой художников-реставраторов Межобластного научно-реставрационного художественного управления под руководством В.Ф. Косушкина (г. Москва). (В храме представлены фотографии до и после реставрации, в том числе и роспись купола, сохранность которой была относительно удовлетворительной (но т.к. имён не указано, то возможно композиции росписей были заимствованы).
Для сравнения привожу информацию из статьи «для ЮНЕСКО» с сайта Российской академии художеств: ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ
Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения.
Подкупольное пространство - традиционно главная, определяющая композицию интерьера часть Храма. Самая ответственная и сложная - масштабная роспись главного свода - композиция «Отечество», изображающая Бога Саваофа с младенцем Иисусом на коленях и голубя - символа Святого Духа, и роспись пояса главного купол, где представлены Спаситель и Богоматерь.
33 фигуры святых были воссозданы художниками под руководством академика З.К. Церетели, опытного мастера-монументалиста, начавшего изучать росписи храмов в научных экспедициях в 1960-е годы. В составе его группы работали опытные живописцы, такие как профессор Е.Н.Максимов - победитель многих европейских конкурсов, народный художник России В.Л.Псарев, В.П. Мясоедов, исполнившие росписи в нескольких московских храмах.
На мой взгляд, «скользкие» формулировки сайта Российской академии художеств невольно наводят на мысль, изложенную в народной мудрости «на воре шапка горит»…
Или я неправ? И мне плагиат (как члену ВАКа) только мерещится? В виде досадного проявления своеобразного «профзаболевания»?
– Ау-у, диссернет, ты где-е-е?...