От ретрофутуризма к стимпанку
В конце 80-х годов XIX века французским писателем, карикатуристом и иллюстратором Альбером Робида была создана трилогия футуристических романов. Его произведения были отчасти похожи на то, о чём писал Жюль Верн: рассказывалось о войнах в XX веке, о новом “электрическом” времени, об удивительных технических открытиях.
Писателя можно с уверенностью отнести к футурологам, ведь его предсказания, детально описанные в произведениях, начали сбываться буквально через 25 лет, с началом Первой мировой войны.
Альбер Робида сам был шокирован точностью своих фантастических иллюстраций и, говорят, увидев в этом мистическую составляющую, забросил занятие иллюстратора-футуролога навсегда.
Выход из оперы в 2000 г. Альбер Робида, около 1902 г. (цифровая реставрация)
Если присмотреться к его 520 работам, нарисованным в 1900 году для еженедельной публикации детской серии о приключениях будущего (под названием La Guerre Infernale - Адская война), то события этого самого будущего содержат странные параллели со Второй мировой войной, включая нападение Германии на Лондон и конфликт между Японией и Соединенными Штатами.
Иллюстрация к La Guerre Infernale. Эпизод 2, январь 1908 г.
Писателем было предсказано появление авиации, танков и линкоров, химического и бактериологического оружия, различных видеорадиотехнических устройств.
Его предсказания коснулись и социальных изменений. Стоит отметить, что многое сбылось с началом XX века: эмансипация женщин, массовый туризм, загрязнение окружающей среды.
Телефоноскоп версии Альбера Робида
Описанный им телефоноскоп представлял собой телевизор с плоским экраном, который вещал последние новости 24 часа в сутки, курсы, телеконференции и премьеры спектаклей.
Фактически, Альбер Робида считается предтечей стимпанка, одного из направлений научной фантастики.
Стимпанк - направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновлённое паровой энергией XIX века...постепенно выросло в стиль искусства, культурное движение и субкультуру.
Считается самой известной производной киберпанка.
Персональный компьютер в стимпанк-стиле
Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин, с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии. В этом проявляется связь стимпанка и ретрофутуризма. Возможно также и наличие в произведениях стимпанка элементов фэнтези, альтернативной истории, ужасов, фантастики, детектива.
Парижская станция метро Арз-э-метье
Мы тоже не отстаём от современного стимпанка:
Пример - станция метро Обводной канал в Петербурге.