"Аномализа" Чарли Кауфмана
Жанровое кино - это, конечно, замечательно. Но чего таить греха, оно бывает немного скучно и предсказуемо. А я люблю удивляться, недоумевать и пребывать в лёгком ступоре после просмотра очередного киношедевра. Во имя этого мною горячо приветствуются открытые финалы, смешение жанров, нарушенная или даже обратная хронология повествования, нестандартные режиссёрские приёмы и отсутствие позиции со стороны создателя к своим персонажам. (Дорогой главгерой, будь, пожалуйста, кем угодно, но не говори мне, какой ты - плохой или хороший! Знать не хочу!)
Вот, например, "Аномализа" Чарли Кауфмана, снятая в 2015 году. Вторым режиссёром этой картины числится Дьюк Джонсон, но, на мой неискушённый взгляд, Джонсона там не видно ни в чём. А Кауфман - бывалый мозговед и мозголом, и в подтверждение тому можно вспомнить хотя бы "Вечное сияние чистого разума". Поэтому можно было бы сейчас начать с того, что "Аномализа" - это ещё один образец глубокого и умного кино от талантливого режиссёра, точно подмечающего особенности человеческой психологии и позволяющего нам в мельчайших деталях оценить собственную небезупречную натуру.
Но не могу я так сказать, потому что это, во-первых, какой-то явный перебор, а во-вторых... да кино ли это вообще? Это же какой-то странный кукольный мультфильм, честное слово. Да, куклы отличные, декорации проработаны детально, но действия всё равно минимум, персонажей кот наплакал, а на первый план выходят святые диалоги. Святые не по причине своего благочестивого содержания, а просто потому, что на них держится практически весь фильм. Поэтому краткое резюме, конечно, такое: ... ну прелесть, а не кино!
По понятным причинам насладиться гениальной актёрской игрой при просмотре этой картины вряд ли удастся, хотя куклы очень стараются, и их способностям можно только удивляться. На протяжении полутора часов странные и так похожие на настоящих людей фигурки гуляют по городским улицам, напиваются, спят вместе и по отдельности, занимаются любовью, выясняют отношения, любят и искренне страдают. Всё это выглядит вполне убедительно и немного зловеще, что полностью подтверждает гипотезу "зловещей долины" (самыми страшными кадаврами являются те, что больше всего похожи на живых людей). Но всё это лишь моё субъективное мнение, кому-то куклы могут показаться милыми.
Однако понятно, что прелесть картины вовсе не в движущихся фигурках. Нет, конечно. Со времён "Бурёнки из Маслёнкино" эта тема закрыта, и превзойти тот шедевр кукольной мультипликации не дано никому. Что же касается "Аномализы", то этот фильм потешит вашего внутреннего интеллектуального сноба. И только не надо делать удивлённое лицо. Все мы снобствуем понемногу: хотя бы когда остаёмся одни в ванной или в спальне, под одеялом. Ничего дурного в этом нет. Но снобы тоже плачут, вот в чём беда. Так-то.
Напоследок немного о сюжете фильма. Он достаточно прост. "Аномализа" повествует о тяжёлой судьбе интеллектуального сноба, проблема которого состоит в том, что его снобизм небезоснователен. Толпы одинаково бессмысленных и противно понятных лиц, навязчивые монотонные голоса (Гриневич в русском дубляже просто прекрасен - именно то, что надо) - всё это уже давно надоело герою до безумия, а хочется чего-нибудь ненормального. Хочется искренних человеческих чувств, хочется непредсказуемости и внезапности. Сноб ищет свою аномалию, и он её в очередной раз находит. Об этом, собственно, и кино. Посмотрите - не пожалеете. Аномально во всех отношениях.