Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
alexeyvoron
7 лет назад

RAW - цифровой слайд. Почему Photoshop надо осваивать вместе с фотографией? Магия проявки.

В короткой беседе с @criptoivan выяснилось, что будет актуально рассказать про RAW и что может дать съёмка в этом формате файлов. Информация будет актуальна для новичков и увлеченных любителей. Иллюстрации не будут блистать художественной составляющей.

_MLR4241.jpg

Формат файла RAW имеет совершенно отличную от других форматов структуру. В нём содержится вся информация поступившая с матрицы вашего фотоаппарата. Информация о цвете хранится отдельно от самого изображения, поэтому ошибки в балансе белого, которые неизбежны при работе автоматики, абсолютно некритичны и ими можно пренебречь. Помимо записи о цвете и основного изображения, которое записывается с максимальной передачей информации 12-14 бит на канал, в раве содержится средняя выжимка из основного пакета в виде JPEG-файла, который вы и видите при просмотре равов. Этот файл может быть совсем небольшим, например 960х540 пикселей (0,52 Мп), тогда как основное изображение имеет все 20,8 Мп. RAW всегда остаётся неизменным, его невозможно изменить и сохранить с внесёнными правками. У каждого приозводителя камер расширение сырых файлов имеет своё обозначение, но сути это не меняет. Мой Nikon пишет равы с расширением .NEF (Nikon Electronic Format), Canon пишет в CR2 (полагаю это Canon Raw v.2), камера моего дрона выдаёт - DNG, FujiFilm - RAF и т.д.

_MLR3901.jpg

Что же даёт съёмка в этом формате? В первую очередь вы имеете неизменный цифровой слайд, что позволяет вам не только возвращаться к своим архивам с новыми способами проявки отснятых цифровых слайдов, но и отстоять свои авторские права в случае кражи. Равы не принято раздавать, это гарант вашего авторства. Вы не испортите свои оригиналы случайно нажав клавиши CTRL+S. Обработанный рав можно записать в любой другой формат кроме исходного.

_MLR0353.jpg

Помимо правовой стороны вопроса, съёмка в RAW даёт замечательную возможность, с помощью грамотной проявки скрытого изображения, получить максимум, который увидела матрица камеры. Цифровой слайд, по сравнению с остальными форматами файлов, обладает необычайной пластичностью. Снимать в JPEG в попытке передать всю красоту пейзажа, игру цвета и света, абсолютно безнадёжное занятие, обречённое на провал. Совершенно очевидно, что 8 бит информации джипега не дадут максимум, это уже производная от рава, полученная с помощью внутренних алгоритмов камеры. Джипег никогда не передаёт истинной картины.

_MLR0353RAW.jpg

Нет такого снимка, который был бы истинным, ни одна камера не передаёт увиденного с непогрешимой точностью, это всё самообман. Есть фотографы, которые во всеуслышание заявляют, что принципиально не пользуются фотошопом и снимают как есть, при этом жестоко лукавят. Если по чесноку побеседовать с таким автором, то выяснится, что бедолага не справился с освоением фотошопа и маскирует это отрицанием. Тет-а-тет некоторые признаются в этом. Отрицание фотошопа нелепо уже лишь потому, что он является математической формой той самой тёмной лаборатории с красным фонарём. Все эти химикаты, бачки, поправки экспозиции при печати, цветные фильтры, окрашивание (вирирование), различные способы обработки, маски и ретушь, всё нашло своё воплощение в алгоритмах фотошопа. Мы имеем фотопленку и фотоматериалы с различными характеристиками.

Поднять контраст изображения раньше можно было просто напечатав его на высококонтрастной фотобумаге, а цифровой фотографии это делается с помощью соответствующих алгоритмов. Поэтому фотограф, отрицающий лабораторные процессы, похож на необразованного новичка, достающего фотоплёнку из катушки минуя все процессы проявки и фиксирования изображения, чтобы посмотреть чего там получилось (были прецеденты, лично видел таких). В результате и плёнка засвечена и прилюдно выставился идиотом. Итак, для плёнки есть фотолаборатория с химикатами, а для RAW есть цифровая фотолаборатория по имени Photoshop. Если хочется снимать, то, как ни крути, освоения лабораторных работ вам не избежать.

_MLR3537.jpg

За свою 14-летнюю практику мне довелось снимать и на плёнку и на цифру, поработать оператором оптической и цифровой печати, что несомненно дало понимание происходящих процессов, а также принципов цветокоррекции. Более того, моя мама дипломированный фотограф широкого профиля 4-й категории, поэтому лаборатория в ванной комнате для меня далеко не новинка с раннего детства. Сопоставить одно с другим для меня труда не составило.

Моя практика изначально связалась с фотошопом. Сначала освоил ретушь и реставрацию старых фотографий. Тут пригодились навыки полученные в художественной школе. Затем освоил фотомонтаж и далее по нарастающей. Учиться приходилось чаще всего по методикам профессора Тыка самостоятельно. В этом деле пришлось проявить немалую настойчивость и усидчивость. За 14 лет практически ежедневной самостоятельной практики количество часов потраченных на это сосчитать не представляется возможным. Освоить все возможности фотошопа я так и не смог, придя к выводу, что этот процесс бесконечен. Приготовьтесь к тому, что вам придётся проявить немалое усердие в освоении любимого дела. Впрочем, если вы любите своё дело, то вам это будет в радость.

_MLR5927.jpg

На что же способен RAW? Как я уже говорил, этот формат файла несёт в себе большее количество информации о снятом сюжете. Одинаково экспонированный JPEG с некоторой потерей в светах и точно такой же RAW в результирующем файле будут выглядеть совершенно по разному. Покажу вам это на примерах.

MLR_2333-OE.jpg

Выше результирующий JPEG зашитый в RAW. Именно такой снимок вы бы получили при съёмке в этом формате, вся остальная информация о снимке была бы утеряна и вам пришлось бы работать с тем, что сеть. Это небольшая передержка (слишком много света было получено) полученная в результате ошибки замера экспозиции при работе с Tilt-Shift объективом в режиме наклона. Такая ошибка для рава в общем-то незначительна, в большинстве случаев снимок можно поправить по экспозиции от -2 до +2 степеней экспозии. Джипег вам такого не позволит, тут же выдав сильный шум. Также изображение имеет слишком холодный оттенок, тогда как на закате преобладают тёплые тона. Передержка по экспозиции лечится сложнее, иногда совсем не исправима, поэтому лучше чутка недодержать и сделать снимок немного темнее, чтобы не потерять информацию по светам. При контровом свете, замер экспозиции, как правило выдаёт недодержку до 2-4 ступеней, смотря как вам солнце засветит в кадр. В данном случае ошибка экспозиции была в сторону переэкспонирования.

MLR_2333.jpg

Вот что дала проявка самого Raw-файла. Поправка по светам составила порядка 1 ступени за счёт градиента и остальных правок, при этом удалось приподнять экспозицию по переднему плану. Также была поправлена цветовая температура и закат получил свои тёплые оттенки в своё законное владение. Ничего сверхсложного не предпринималось.

_MLR2588-JPG.jpg

Я очень часто игнорирую настройки баланса белого, оставляя его в автоматическом режиме, как бы жестоко не ошибся цветовой замер камеры, я всегда смогу поправить цвет при проявке. Вот здесь он прям сильно ошибся, синий закат прям мертвяцкий получился. Если править джипег, то картинка станет ещё адовее. Закидываем в нашу лабораторию.

_MLR2588.jpg

Правим цветовую температуру, немного по экспозиции, котраст, ретушируем, перегоняем из 16 бит в 8 и сохраняем в результирующий JPEG. Поскольку в раве 14 бит информации, то конечно же, оптимальным будет додумать недостающие 2 бита, чем потерять ценные 6 бит информации. Поэтому все равы я открываю в 16-битном представлении. Никаких сложных манипуляций с такими кадрами не совершается, только проявка. В аналоговой печати поправка по экспозиции делалась с помощью изменения времени экспонирования изображения на фотобумагу. Больше времени - фотография становится темнее, меньше времени - светлее. В цветной печати с негативов изображение печатается тремя экспозициями через три цветных фильтра - красный, зелёный и синий. Цветокоррекция производится посредством увеличения или уменьшения времени экспозиции через тот или иной светофильтр. Таким образом, уменьшение времени экспонирования через синий фильтр, сдвигает цвет изображения в сторону жёлтого оттенка, красный фильтр отвечает за долю голубого, а зелёный за пурпурный цвет. В фотошопе всё точно так же.

Работники некоторых фотолабораторий пользуются незнанием клиентов о премудростях цветокоррекции и нередко наплевательское отношение к своей работе сваливают на рукожопость самих заказчиков (такая тоже присутствовала и чаще проявлялась в виде ряда голов на фоне ковра), мол, неча на нас пенять, когда сами так сняли. Это сплошь и рядом было во времена расцвета Kodak-центров. В реальности же, им было впадлу внести поправку, нажав соответствующую кнопку. Оптическая цифровая печать работает по такому же принципу.

Любители монохромной фотографии, сделав снимки в рав и открыв их в фотошопе могут сперва удивиться. При просмотре снимок чёрно-белый, а в CameraRaw он будет открыт как полноцветная картинка. Это только подтвердит сказанное мною в начале статьи, RAW хранит информацию о цвете отдельно, но при этом будет содержать в себе монохроный JPEG в качестве превью. Хотя, некоторые оригиналы при открытии могут показать также монохромную картинку, но если посмотреть в настройки Saturation (Насыщенность), окажется, что он стоит на значении -100, поставьте 0 и вернётся цвет. Тонированный монохром (в чёрно-белой фотографии это называлось вирированием) также будет иметь изменённые параметры, но информация всё равно будет сохранена. Блокчейн тоже можно сравнить с информационным равом, всё, что попало в сеть, быть изменено или удалено не может :)

Снимайте в RAW, не жалей дискового пространства, осваивайте фотошоп и будьте настойчивы. Однажды, спустя какое-то время, оглянувшись назад, вы удивитесь полученным результатам. Да и вообще, если вы знаете как обработать, то будете знать как снять.

Если понравилось, ставьте ап, подписывайтесь. Если есть вопросы, задавайте.
Ваш, Алексей Ворон.

6
137.390 GOLOS
На Golos с December 2017
Комментарии (34)
Сортировать по:
Сначала старые