GOLOS
RU
EN
UA
amikphoto
3 года назад

Третьим будешь? Теория.

Третьим будешь?

попытка фотографа разобраться

с элементарными понятиями в композиции

enter image description here

Я давно занимаюсь фотографий, давно уже занимаюсь графическим дизайном…
Выстраивая композицию в кадре или на листе, я делаю это интуитивно. Я много читал о золотом сечении, о правиле третей, о композиции… и все больше задумываюсь над этим… Возможно, царица наук - математика поможет мне...

Начну с золотого сечения.

Все мы знаем, что такое «Золотое сечение». Кто-то узнал про это понятие в художественной школе, кто-то на уроках рисования, кто-то, просто, где-то слышал. Впервые я прочитал это выражение в детстве, в книгах по фотографии. В тот момент особого восторга по поводу этого «золота» я не испытал.

В течение жизни мне не раз приходилось слышать про этот термин, но как-то вскользь, не вдаваясь в суть. Я попытался разобраться, что это такое. Начнем с определения.

enter image description here

Определение:

Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как большая часть к меньшей. Т.е. получается, что золотое сечение – это пропорция, соотношение двух величин a и b, и если a > b, то a/b = (a+b)/a.

Принимая а+b за единицу, получаем квадратное уравнение x2-x-1=0. В результате решения, получаем корни. Х1 = (1+корень из пяти)/2, X2=(1-корень из пяти)/2. Это иррациональные числа.
X1 = 1,618033988749895….
Этот корень, 1,618…. Обозначают F. Это и есть золото.
И обратый, со знаком минус.
X2 = 0,6180339887498948… А это 1/F – число обратное золоту. Тоже золото.

Вроде все понятно… Но, какой мне, скажем, как фотографу, в этом смысл. Ну, да, мы восхищаемся красивой, гармоничной фотографией, или картиной, или архитектурных сооружением, красивым человеком, животным и природой… Но разве это связано?

Я думаю, что связано и очень даже крепко. Понятие «гармония» и «золотое сечение» стоят рядом, а может быть и являются одним и тем же.

enter image description here

К примеру, помните Витрувианского человека Леонардо? Леонардо Да Винчи сделал иллюстрацию к книге античного архитектора, в которой Марк Витрувий Поллион показывает пропорции человеческого тела:

  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна длине ладони;
  • ступня составляет четыре ладони;
  • локоть составляет шесть ладоней;
  • высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони);
  • шаг равняется четырём ладоням;
  • размах человеческих рук равен его росту;
  • расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты;
  • расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты;
  • расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты;
  • максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты;
  • расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты;
  • расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты;
  • длина руки составляет 2/5 его высоты;
  • расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица;
  • расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица;
  • длина ушей 1/3 длины лица;
  • пупок является центром окружности.
    А вот еще иллюстрация, демонстрирующая то же самое. Только тут получается, цифры округлены до целых процентов. 62 и 38. То самое золотое сечение.

enter image description here

Все эти размеры укладываются в единую концепцию золотого сечения. Это, вообще, не очень удивительно, если посмотреть вокруг, на природу. Растения и животные – все развивается по законам золотого сечения. Получается, не удивительно, что нам нравится то, что подобно нам.
В античности люди это знали. Египетские пирамиды построены с применением этого знания. В древней Руси тоже обладали этим знанием. Лука Пачоли, который математически описал феномен золотого сечения, усматривал в нем божественное триединство: малый отрезок олицетворял Сына, большой – Отца, а целое – Святой дух.

Почитав в литературе про «золотое сечение» возникает ощущение волшебной пропорции. Но, при этом, есть так же, ощущение, что меня водят за нос. Мне мало лишь одного принципа деления, мне нужно научиться его применять! Как наблюдатель, я вижу в той же природе, что расстояние между почками – точно укладывается в «золото», вижу животных и людей, имеющих в основе своей «золотые» пропорции… Но все же разные! Нет одинаковых! Как так выходит?
Ну, вот я вооружился тайным знанием и начал снимать, предположим, пейзаж. Как строить кадр?
И тут, первым делом, меня встречает правило третей. В видоискателе фотоаппарата, в рамке инструмента crop tool в фотошопе – везде. Сплошное правило третей. Что же это такое?

Правило третей.

Оно гласит, что изображение кадра нужно поделить по вертикали и по горизонтали на три части, таким образом получится девять одинаковых прямоугольников или квадратов (в случае, если исходное изображение квадратное). Если учитывать получившиеся линии и располагать композицию согласно этих линий, плюс, если сюжетным центром композиции сделать объект, попадающий на точку пересечения этих линий – кадр будет хорош.

enter image description here

enter image description here

enter image description here

Попробуйте ввести в поисковик запрос "правило третей". Вы найдете массу статей, в которых рекомендуют строить композицию в кадре по этому правилу. Еще несколько статей, в которых будут говорить что такое правило вообще не работает. И нигде нет информации, откуда вообще взялось такое правило и что оно значит.

Я попробовал провести расследование. В результате, выяснил:

  1. Самая популярная версия. Правило третей - это упрощенная версия золотого сечения. Что скрывается про данным определением, не понятно. В том же фотошопе в инструменте crop tool есть настройка и по правилу третей, и по золотому сечению. Т.е. это два разных правила. Два разных подхода?
  2. Вторая версия. Достаточно интересный подход, пришедший к нам из эпохи барокко. Тут все дело в ракурсе. До барокко живописцы изображали сцены так, фигуры на полотнах или фресках располагались строго прямо. Занимали центр композиции. Перспективы пространство не было. В барочной живописи художники начали изображать глубину пространства, смещая точку зрения на полотно в ракурс. Смещаясь относительно сцены и глядя на сцену в рамку, можно увидеть, что наша центральная фигура смещается к краю. Это смещение, как раз на треть, давало больше жизни картине, оживляло ее. Это наследие художников перекочевало в фотографию и закрепилось как правило третей.

Так что же получается? Деление в золоте и деление на три – это одно и то же? Или все же нет?
Допускаю, что это все часть одной системы, дарованной нас самой природой. В мире все двойственно. А раз есть двойственность, то отношение 1 к 2 должно существовать. Раз так – деление на три, это и есть 1 к 2. т.е. есть одна часть и еще две такие же. Получается три одинаковых части. 1 к 2 - это очень даже не плохая пропорция. И "золотое деление" - тоже отличная. А есть ли еще красивые пропорции? Оказалось их очень много!
К примеру – квадрат! Это 1 к 1. Очень красивая пропорция. Устойчивая, строгая.
Или двойной квадрат, ½ - (соотношение сторон – 0.5, 2) – тоже воспринимается очень не плохо.
Конечно самом золото (0.618034 и 1.618034) – красивая пропорция, приятная глазу…
Двойное золото (0.809017 и 1.236068)
И еще два десятка пропорций, которые хороши для восприятия человека….

И вот, когда перед тобой большие возможности в выборе соотношений, вступает в действие эмоциональная сторона вопроса. Как та или иная пропорция отразится на фотографии, картине или другом рукотворном объекте? Одна может создать напряженность, необходимую в кадре, другая, успокоит гармонией, третья создаст ощущение строгости, четвертая еще какое-то ощущение.
Нет никаких догм. Вся проблема в применении этих пропорций. Где какая будет в самый раз - тут самый главный вопрос!
А грубо следовать правилу третей – дело не достойное.

Продолжение следует...

0
80.760 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые