КАК МЫ ОКУЛЬТУРИЛИСЬ - ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ.
По истине удивительные вещи можно найти по адресу ул. Козлова 3, Минск, Дворец искусства. В рамках VII Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ» в минской галерее «Арт-Беларусь» при поддержке Центра изобразительного и медиа искусства «Новая культурная инициатива» экспонируется выставка фотографий Марии Боне. Проект под названием «Marionetta» представлен гостям «ТЕАРТа» и «Арт-Беларуси» с 21 сентября по 21 октября. Там, за чисто символические 5 рублей (2,5 рубля для студентов), можно по достоинству оценить всё волшебство гум-бихроматной печати, гостеприимность и дружелюбие персонала, а также искромётный юмор эстонского экскурсовода, который, кроме множества интересностей различного характера, может рассказать и кое-что любопытное о картинах, которые, если честно, можно было бы легко пройти мимо.
Фотопроект родился из наблюдений автора за кукольным искусством. Начав свое художественное «путешествие» в закулисье столичного Театра кукол, Мария в этом проекте попыталась ответить на вопросы о том, можно ли с помощью фотографии показать момент перехода от неживого к живому, момент одушевления куклы и насколько этот момент скоротечен.
«Где находится грань, переход и в какой момент кукла обретает жизнь, становясь символом, метафорой? В руках кукольного мастера или актера? Или жизнь куклы начинается с образа, задуманного автором литературного произведения?».
На кассе мы получаем небольшую «плюшку» в виде оранжевого входного билета с изображением картины Леона Бакста с одной стороны и белой мелованной бумаги с другой, которая поможет сэкономить вам деньги на покупке почтовых открыток или фотокарточек на выходе с этой же картиной. Вы смело сможете показывать ее друзьям и знакомым, если разговор вдруг зайдет о художниках. Далее следует подняться по лестнице на третий этаж, где и проходит выставка работ Марии Боне. Сами работы, как и принято во всех музеях мира, висят на белых стенах небольшой комнаты. Хоть и на стенах самого зала можно разместить, очевидно, намного больше фотографий, чем маленькой комнатке, они все же сосредоточены в центре выставочного зала, одновременно являющегося и импровизированным кинозалом. Там в несколько рядов стоят пластмассовые стулья-оригами и большой жидкокристаллический монитор, что является идеальным местом для фотографии в Инстаграм.
Сзади фотографии Марии Боне
Сами фотографии весьма красивые, интересные, необычные, местами страшные, странные, непонятные, а кое-где и вовсе гениально-абсурдные. Но не только работы Боне привлекают внимание зрителя: выставочный зал приятно удивляет наличием различных скульптур, поставленных беспорядочно, на первый взгляд, по всей площади зала, а также оригинальной книгой Симеона Полоцкого «Жезл Правления» 1667 года, расположенной аккурат напротив входа в выставочный зал, что, впрочем, не мешает пройти мимо неё чтобы получить все виды удовольствий от созерцания работ именитых реалистов, модернистов, импрессионистов, а людям с претензией на понимание подлинного искусства - пост-модернистов или пост-импрессионистов.
Леон Бакст "Жар-птица"
Хороший интеллигентный экскурсовод всегда ответит на ваши вопросы о той или иной картине, поведает интересные факты о самых разных работах мастеров кисти, покажет интересные кинофильмы о жизни художников, сфотографирует Вас на фоне любой картины, подскажет как подключиться к интернету, проведет инструктаж по сканированию QR-кодов. Этот факт, несомненно, подкупает, отчего появляется желание не пропустить ни одной картины, эскиза, или даже черновика и всё досконально «изучить». На выставке представлены работы Аскназия Исаака, Леона Бакста, Марка Шагала, Царфина Файбиша-Шрага и многих других художников и скульпторов, работы которых заслуживают внимания.
Марк Шагал "Лунатик"
Слева Марк Шагал "Влюбленные"
Работы Марии Боне не картины – это фотографии, снятые на черно-белую пленку однолинзовым объективом – моноклем, сделанным вручную, по индивидуальному заказу. Сама же техника создания фотографии - гум-бихроматная печать – была создана еще в 1850 году. Работы Марии выполнены в монохроме, отчего чувствуется особая выразительность фотографий, некая моментально завораживающая магия, способная не просто заставить зрителя смотреть на черно-белые фото, а на мгновение перенести прямо в этот необычный мир света и тени.