GOLOS
RU
EN
UA
andrewswift
2 года назад

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ

Детские стихи за кажущейся простотой способны скрывать неисчерпаемые ресурсы смысла и драматизма.
Рассмотрим данный тезис, в частности, о драматизации сюжета, на примере стихотворения Самуила Маршака. 

 Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко топал.
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился
И назад не воротился.

Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота.

Там попал под колесо.
Лопнул,
Хлопнул –
Вот и все!

Уже с первой строчки автор умело погружает нас в атмосферу произведения, невольно заставляя сопереживать лирическому герою и напряженно следить за приключениями объекта его эмоций.

«Мой веселый, звонкий мяч» - мы понимаем всю глубину отношений героя и мяча: «мой» - герой, не скрывая этого, заявляет о своих правах на мяч; «веселый, звонкий» - данные эпитеты говорят о позитивном отношении героя к мячу, возможно, и о любви.

«Ты куда несешься вскачь?» - мы в гуще событий; мяч, к которому так привязан лирический герой, стремительно удаляется в неизвестность; перед нами загадка, интрига: «куда?»

Наше желание узнать о направлении движения мяча и о причинах его побега подогревается автором, который пока оставляет это в секрете; частичный ответ мы получим лишь в предпоследнем четверостишии.

«Желтый, красный, голубой» - образ мяча полностью раскрыт емкой и меткой характеристикой.

В последующем драматическом приеме раскрывается гениальность Маршака как детского поэта.
«Я тебя ладонью хлопал,/ Ты скакал и звонко топал./ Ты пятнадцать раз подряд /Прыгал в угол и назад» - автор обращается к ретроспективе, чтобы подчеркнуть глубину переживаний лирического героя. По прочтении данного четверостишия перед нашим мысленным взором предстает картина безмятежного счастья и ничем не омраченных взаимоотношений лирического героя и мяча. Впоследствии нам это поможет прочувствовать степень горя лирического героя при расставании с мячом.

"А потом ты покатился/ И назад не воротился" - перипетия от счастья к несчастью – классический драматический прием, но Маршак умело им пользуется, зная, что именно мастерское применение драматических перипетий и выстраивает сюжет, который заставляет читателей испытывать сильные чувства. Мгновение назад мы вместе с героем радовались, играя – и вот мы уже в смятении: ведь любимый героем мяч по неизвестной причине уходит.

«Покатился в огород,/ Докатился до ворот,/ Подкатился под ворота,/ Добежал до поворота» - напряженная сцена погони – также классический элемент, без которого не обходится ни один захватывающий сюжет. Мы по-прежнему остаемся в неведении относительно исхода погони и судьбы мяча.

«Там попал под колесо, /Лопнул, /Хлопнул» – благодаря подробному, детальному описанию в реальности секундной ситуации время как бы замедляется и действие приостанавливается, - и мы медленно погружаемся в трагизм происходящего.

"Вот и все!" – обратите внимание, сколько смысла заключено в финальной фразе. Без пафосных причитаний о трагедии, тем не менее, эффект полного сопереживания – катарсис – достигнут.
Этой недосказанностью автор как бы оставляет нам возможность самостоятельно сделать выводы о причинах побега мяча, о дальнейшей судьбе лирического героя, о воле и предопределенности; ведь «Мяч», в сущности, - гениальное произведение о любви и расставании; о радости жизни и непредсказуемости смерти. 

 © magdalena-jo-jo (2008)

82
0.000 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые