# Новости из творческого цеха - музыка, живопись, поэзия и культура # 2 ] Интервью с поэтом на Голосе под ником @markvial
"Новости из творческого цеха - музыка, живопись, поэзия и культура" - цель проекта: открыть для площадки Голос новых талантливых людей. Они живут и дышат искусством, творчеством. Они яркие, неординарные и своим личным вкладом в культуру, искусство и творчество поддерживают Красоту и Гармонию нашего Социума.
Несомненно у Голоса есть огромный потенциал, для того, чтобы эти люди делились своими открытиями, творческими наработками, идеями. Делились тем, что они делают своими руками, своим сердцем и своей творческой энергией и харизмой. Голос может сам получить многое от этих талантливых и творческих авторов в плане качественного контента. И может многое дать для развития их творчества, связывая их с их коллегами по цеху и ценителями их творчества.
Любая поддержка этого проекта ценна для меня. Не сомневаюсь, откликнутся те, кому важна любого рода инициатива поддержать на Голосе творчество, искусство и культуру. Это думаю - хорошая инвестиция в нашу площадку Голос.
Интервью с Автором и Куратором площадки Голос поэтом под ником @markvial
Попрошу вас немного рассказать о себе вначале интервью, для знакомства и что значит Ваш ник?
О себе коротко - родился, учился, женился, живу. Вот и всё самое интересное. Образование - высшее, двое детей.
Ник - производная от Марков Виктор, но это тоже псевдоним. Когда я начинал носить свои стихи в редакции разных газет, мне предлагали выбрать какой либо яркий, бросающийся в глаза псевдоним. А мне хотелось подчеркнуть свою русскость, но Владимир Смирнов, Николай Кузнецов, Степан Иванов и прочие подобные сочетания были заняты, вот и остался Марков Виктор, и то на Стихи, ру пришлось добавить цифру “2”, так как там уже был зарегистрированный автор под таким именем.
- Как давно вы начали писать стихи?
- Давно, ещё со школы, в период первой влюбленности, пытался рифмовать любовь и кровь, морозы - розы, тебе - себе. Но девочка уехала в другой район, и стихотворчество угасло.
Но не насовсем. До очередной жертвы в восемнадцать лет.
Тогда же в школе себя попробовал и в прозе. Заметка в стенной газете пользовалась успехом. Даже к директору школы приглашали для нагоняя.
- Да начало у вас скажем так классическое), я тоже своё первое стихотворение написал девочке однокласснице в 4-м классе. Вы пишете прозу?
- Да, пишу прозу - самую разную - от миниатюр до повести, пишу и сценарии к фильмам. До сих пор не знаю, что для меня главнее - проза или поэзия.
Но я не одинок в таких метаниях, и это радует. Вспомним Пушкина, Бунина, Лермонтова, Пастернака, Набокова. Еще много-много фамилий можно перечислять из классиков, которые так до конца и не смогли определиться, что для них главнее - проза или поэзия.
- Каких авторов в литературе вы любите читать, кто для вас авторитет, пример и почему?
- Авторитет в Поэзии - Есенин, с его непревзойденной лирикой, конечно - Пушкин - как универсал. Он мог писать о чём угодно и сколько угодно: прозу, трагедии и сказки, поэмы и стихи о природе, и всё равно это интересно читать и взрослым, и детям. Да если бы Пушкин оставил нам только “Евгения Онегина” - он остался бы на века Великим поэтом.
Маяковский - искатель нового слова и рифмы. На мой взгляд, так его никто и не “переискал”.
Золотой и Серебряный века Поэзии нам оставили для подражания и почитания столько стихов, что нам остаётся только завидовать тому, с каким бережным отношением относились классики к русскому языку.
Фет, Тютчев, Крылов - ох, всех не перечислишь.
Из современников отмечу, конечно, Вл. Высоцкий, Ев. Евтушенко, Ник. Рубцов, забытый всеми Аркадий Кутилов, и ушедший от нас недавно Игорь Царёв.
В прозе - Джек Лондон. От “маленькой хозяйки большого дома” до сих пор “балдею”. Люблю юмор - Марк Твен, О. Генри, Теффи, Мих. Зощенко, отдельно от всех Булгаков и Шолохов за их неповторимость.
Рос на книгах Дюма, Жюль Верна, Фенимора Купера, Майн Рида, конечно - Конан Дойль с “шерлоком”, хохотал вместе с героями К. Джерома из “Трое в лодке”.
Кроме хрестоматийных классиков Поэзии, увлекался стихами Асадова, слушал песни Визбора, Долиной, Клячкина, восхищался смелостью Рождественского и необычностью Вознесенского.
Но вот к “толстым” романам так и не привык. “Войну и мир” так ни разу до конца и не дочитал.
- Вы назвали только мужские имена. А женщины - поэты мимо?
- Мужчин поэтов на слуху больше и мне всё-таки ближе мужское в Поэзии, хотя Марина Цветаева и “Мне нравится, что вы больны не мной” или “Кабы нас с тобой - да судьба свела” тоже интересно выглядят.
И, вообще, женскую поэзию трудно оценивать мужчине. Их поэзия часто алогична, на тонких нервах и вспыльчивых метафорах. Наверное, этим и привлекает.
К примеру:
“Было! Трамваи летели, как красные кони.
Астра звезды расцветала на скатерти неба.
Я прибегала с работы в горящей короне,
хоть и с авоськой, тяжёлой от сыра и хлеба.”
……………….
Может так сказать мужчина? Вряд ли. А вот Татьяна Бек сумела.
- Хотел спросить о профессиях и трудовой деятельности, в какой сфере?
- Профессий у меня несколько, и все связаны со строительством гражданских, промышленных и специальных объектов. По этой причине почти всю жизнь на колёсах. Россию объездил и вдоль - от Выборга до Красноярска, и поперёк - от Мурманска до Новороссийска.
- Много ездили, значит, всё случалось?
- Да, и смешных, и трагических, и курьезных случаев было навалом. Все они так или иначе отразились в моих стихах и рассказах. В повести “Все женщины НикИва” отразилось многое из тех поездок, ну и само название (рабочее) говорит о том, что без женщин приключений не бывает.
- Скажите в вашем понимании кто такой поэт? Или что для вас поэзия?
- Знаете, это, наверное, самый хитрый и каверзный вопрос. На эту тему можно много с умным видом рассуждать и не прийти ни к чему.
Вот Бродский говорил, что “поэзия - это высшая форма существования языка”. Можно с этим спорить? Думаю, не стоит.
Кольридж утверждал, что “поэзия - это лучшие слова в лучшей последовательности”. И ведь тоже прав.
Пастернак уговаривал нас, что “наивысшая поэзия, когда форма не заслоняет своим самолюбованием бездонно-скромного содержания”. Чем тут можно возразить?
Я скажу проще.
В стихотворении должна чувствоваться музыка стиха, а это значит в первую очередь ритм и рифма, чтобы не спотыкаться при чтении.
Чем стихотворение отличается от прозы? Образностью! И краткостью. Не краснобайством, не двусмысленностью или ребусностью, когда смысл надо постигать со словарём, должен быть заполнен каждый стих (тут я имею ввиду отдельную строчку стихотворения), а внятной и доступной мыслью.
Тогда это Поэзия. И ещё. Из-за того, что в поэзии “краткость - это и сестра, и мама, и мачеха таланта”, стихотворения не терпят пустословных строчек с бесконечными местоимениями и союзами со вставками. В Сети очень много такого стихосложения, когда для рифмы или ритма вставляют “тебе, себе, его, моего, уж, чтоб, а, и, но”, и т. д. Конечно, без этих “костылей” трудно обойтись, но избегать их надо всяческим образом.
Кстати, классики тоже грешили такими “костылями”. Вот, к примеру, у Пастернака стихотворение “Сосны” (на мой взгляд, не лучшее) переполнено союзом “и” - более двух десятков (!).
У Чехова рассказ “Белолобый” - читаешь и спотыкаешься почти в каждом предложении на “уже”.
Поэтому ответить на вопрос “кого можно назвать поэтом” невозможно. Каждый автор по-своему прав, кроме тех случаев, когда он допускает стилистические и грамматические ошибки. Но это исправимо - Ворд и учение всем в помощь.
И особенно это всё касается стихов для детей. Дети восприимчивы к фальши намного больше, чем взрослые и им не “втюхаешь” лабуду с “космическим” сознанием. Дети решают просто - да-нет, и всё остальное их не волнует.
- Спасибо за такой исчерпывающий ответ. У Вас есть стихи для детей?
- Да, один сборник “Золотая лодочка”, 40 стихотворений.
- Писать для детей это замечательно и важно, мое мнение. Скажите ваше творчество должно изменить мир вокруг или выразить мир внутри? Что для вас важнее?
- Когда работаешь над строчкой, всегда хочется, чтобы она читателю понравилась, от чего-то уберегла, чему-то научила, а, может быть, заставила подумать о мире, о себе, об окружении. И неважно о чём стихотворение - о любви, о природе, о гражданской позиции. Вот так выражая свой мир внутри и ищешь точки соприкосновения с читателем снаружи. Поэтому здесь и то, и другое важно. Главное, чтобы человек читающий откликнулся и не обязательно вслух, а хотя бы про себя, мысленно сказал “я с этим согласен”.
Есть ли стихотворение которое вам особо нравится и вы его часто вспоминаете из классиков или современников поэтов?
Я много читаю и в голове откладывается, порою в беспорядке, практически всё. А потом вспоминается и кстати, и некстати.
Помните в “Двенадцати стульях” Остап Бендер говорил: “Я ночью сочинил “я помню чудное мгновенье”, а утром вспомнил, что это уже до меня написал Пушкин - какой удар от классика!”
Вот так и я - всё опасаюсь повториться нечаянно. Конечно, в голове крутятся разные строки:
“Не жалею, не зову, не плачу”, “Мне осталась одна забава”, “Отговорила роща золотая” - Есенинское, “Мне удивительный вчера приснился сон” - Северянина, “Любить иных - тяжёлый крест” - Пастернака, “Час зачатья я помню неточно” - Высоцкого, “Хорошо, забыв о вьюгах” - Царева, “Но вот уже косым пером ночь заполняет полстранички” - Карабчиевского, “Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь” - Пушкинское, “Когда мне невмочь пересилить беду” - Окуджавы и т.д., и т.д. - всё это вспоминается время от времени. Но такого, чтобы я жил, спал и вставал с определёнными строками - нет.
Хотя, пожалуй, есть, на мой взгляд, уникальное стихотворение поэта-песенника Андрея Дементьева.
Оно длинное, но несколько строчек я всё же процитирую:
“Никогда ни о чём не жалейте вдогонку,
если то, что случилось нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
с этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось,
иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось,
да надежды, как птицы, парили в душе.
………………..
Финал этого стихотворения прост до гениальности и по этой причине пробирает до мурашек на спине:
………………...
Никогда, никогда ни о чём не жалейте,
ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
но ещё гениальнее слушали вы”.
Как по вашему для поэта обязательно страдать и образно говоря взойти на Голгофу или этот стереотип сегодня неприменим к поэтам?
- А Пушкин входил на Голгофу? Маяковский? Евтушенко? Галич? Бродский?
На мой взгляд, это штамп, искусственно придуманный. Мол, надо страдать - и будет тебе Поэзия. Поэт просто должен уметь видеть чуточку больше, сопереживать чаще, и мыслить чёткими образами. Я называл Кутилова - яркий, необычный поэт, можно считать, что он входил на Голгофу. Но он сам себе выдумал эту “голгофу” - выбрал путь бродяги и бомжа, семнадцать лет жил в подвалах и на дачах, но связывать его стихи с бичеванием я бы не стал - мухи отдельно, котлеты отдельно.
- Ваша самая характерная черта?
- Наверное, педантичность. Но это связано и с моей работой, и с хобби. Люблю в свободное время посидеть с паяльником над кучей транзисторов и микросхем, а там, само собой, нужны внимательность и аккуратность. А на работе от моей непедантичности может, порою, зависеть и чья-то жизнь. Так что, сильно не забалуешь.
- Какова Ваша мечта о счастье?
- Чтобы все вокруг были счастливы.
- Хорошая мечта). В какой стране Вам хотелось бы жить?
- В честной к своему народу.
- Назовите какой у вас Любимый литературный герой?
Я равнодушен к выдуманным героям.
- Любимые герои в реальной жизни?
Все люди равны и героем в моих глазах сейчас и сегодня может быть мальчишка, который не испугался влезть на высокое дерево, чтобы спасти котёнка.
История - это история и выделять кого-то я не вправе.
Что вы больше всего ненавидите?
Хочу спросить о том, в чём вы черпаете вдохновение?
Во всем - в погоде, в поездке, в разговорах, в тоске, когда близкие далеко, в радости от встречи с семьёй, в общении со своей собакой и котом.
Что для вас отдохнуть по настоящему?
Поездки на природу к морю, к реке, но дикарём, чтобы ни ТВ, ни мобилы и рядом только свои.
Ваше мнение о нашей площадке Голос?
Хорошее начинание!
Что по вашему мнению улучшило бы Голос?
Я где-то говорил, что меня пока напрягает некая соревновательность в валюте, которая отражается возле каждого поста, причём вне зависимости от качества материала. Вот сегодня видел пост состоящий всего из одной точки и одного тире, названный пародией. Ценность этого поста обозначена десятками рублей. Рядом другой пост, с хорошим рассказом (я там лайкнул и отозвался), но оценён этот пост в сумму меньше рубля. Где справедливость? На рассказ человек потратил день, два, может и больше, а на точку с тире - полминуты.
Я понимаю, что мне любой возразит - не нравится система - скатертью дорога, но это не решит проблемы качественности постов на этой площадке и притока новых авторов.
Что делать - судить не берусь. Пусть разработчики думают. Но напрашивается самый простой ответ - убрать эту показуху в валюте с “лица” Голоса.
Интересные соображения, думаю Голос ещё на стадии становления и он будет обновляться и совершенствоваться. Какие вы видите перспективы для себя на Голосе и как на ваш взгляд, стоит ли сюда приглашать новых поэтов, писателей?
Вот из-за этой несуразности с перекосом лайков и просмотров (посмотрели - 6, лайкнули - 16) перспективы для себя пока не вижу, но более месяца продержался. Вывод неутешительный - всего шесть человек в данном случае проявили искренний интерес к материалу. Поэтому и приглашать сюда кого-либо не возьмусь. Пока ситуация с “коммерческими” перекосами не уладится.
Основная здешняя “конфетка” - заработок на своём материале не работает. Я в этих токенах не разбираюсь, но для “смеха” попросил сведущих лиц заглянуть в мой здешний кошелёк. Аж 8 долларов за неполных два месяца работы здесь заработал. Во как! Но я-то это понимал и пришёл сюда за новыми впечатлениями и читателями, а не за деньгами. И не обманулся! Впечатлений много!
Вы очень положительно натроеный человек, для вас важнее то, что дороже любых денег, это любовь к поэзии и возможность найти своего читателя. Замечательно! Скажите, если бы на Голосе попытались создать гильдию поэтов, с целью поддерживать литераторов и начинающих авторов ? Что бы вы посоветовали инициаторам в этом вопросе?
В виду занятости в реальном мире, я далёк от организационных вопросов в Интернете, да и не мой это профиль. С бухты-барахты советовать боюсь. Но точно знаю, что поддерживать начинающих авторов надо.
В своё время я ходил на литературные семинары при областном ДК. Там такие корифеи с нами возились, фамилии которых можно было читать в книжном магазине на обложках. И ведь они не жалели своего времени. А почему? Давно это было, а до сих пор помню и наставников, и некоторых коллег.
Спасибо большое, что нашли время для этого интервью, мне было очень приятно общаться с поэтом и литератором. Вы глубокий, неравнодушный, интересный человек. Очень рад, что на нашей площадке есть такой замечательный автор. На мой взгляд ваши литературные изыскания и труды, которые вы выставляете в постах заслуживают внимание и поддержку.
Хочется вам как талантливому и творческому человеку пожелать вдохновения, сил, энергии и успехов в вашей творческой деятельности, в новых проектах, работе и личной жизни.
Благодарю, что были сегодня с нами, надеюсь, что это интервью вызовет интерес к творчеству @markvial и других замечательных и талантливых поэтов нашей площадки.
Следущий выпуск - интервью будет также из сферы исскуства. Пока не буду открывать карты, подержу интригу. Ожидайте следущего Анонса, в котором вы узнаете о новом творческом человеке.
Подписывайтесь на мой блог.
@anri