[ЧТО ТАКОЕ?] "абажуры" Мана Рэя
250 оттенков серого и бесконечное вращение привлекали художника Мана Рэя с тех пор, как он взял в руки камеру - а случилось это в 1914 году, когда ему нужно было сфотографировать свою живописную работу. Денег у молодого художника не водилось, поэтому возможность снимать коллег за работой, их жен, детей и заказчиков пришлась как нельзя кстати. За фотоаппаратом (и славой отличного портретиста) последовала кинокамера: Рэй никогда не писал сценариев, отправляясь на охоту за образами без единой мысли.
Еще бы! У дадаистов в чести было автоматическое письмо (а также автоматический рисунок и, автоматическое музицирование с полным отключением контроля автора над происходящим). Сюрреалисты творили искусство из быта и сора, создавая рэдимейд объекты, и считали, что идея важнее самого произведения. Однажды Ман продемонстрировал верность этого учения с помощью куска металла.
"Абажур" 1919 года
В 1920 году, в ночь перед открытием первой выставки Société Anonyme (экспериментального музея искусств, созданного Маном Рэем, Марселем Дюшаном и коллекционером Катериной Дрейер) случилось ужасное. Уборщица не распознала в кое-как свернутом рулоне бумаги первую версию «Абажура» и выбросила искусство на помойку. Художник уже решил впасть в истерику, но при поддержке Кэтрин создал новый шедевр из металлического листа, окрашенного в белый цвет. «Я рассматривал его удовлетворенно, думая, что вынужденная замена сможет сопротивляться любой попытке уничтожения», напишет Ман позже в книге «Автопортрет».
Чтобы обессмертить свое творение раз и навсегда, в конце 50-х художник выпустит лимитированую партию «Абажуров», вариаций того, что был создан по стечению обстоятельств. В 1961 году придумает серьги-подвески из розового золота, длиной 14 см – и сфотографирует в них молодую Катрин Денев.
На протяжении жизни Ман Рэй постоянно обращался к спиралям. Они появляются в его коротких фильмах "Возвращение к разуму" и "Эмак Бакия", снятых в 20-е годы. То перед зрителем крутится простой рулон чертежной бумаги, поигрывая светотенью, то герой рвет и картинно кидает в кадр одноразовые воротнички - их упругие завитки рассказывают нам о свойствах материала и абстрактной красоте простых форм.
Первое фотосвидетельство любви Рэя к абажурам-спиралям, способным вращаться от любого движения воздуха, относится к 1917 году. Вариант, изображенный на фото, скручен в 1925 году - это, можно сказать, зрелый «Абажур», который больше не притворяется предметом, способным защитить глаз от яркого света электрической лампочки. Он живет отдельной жизнью, он самоценен.
Ман Рэй был поклонником многообразия материалов и технологий, каждую задумку реализуя в живописи, фото, на кинопленке или в качестве трехмерного объекта. Но в случае с «Абажурами», все их инкарнации было решено увековечить на фотопластинах - чтобы переходы от света к тени звучали наиболее драматично. Тем более, что физические объекты оказывались не самыми живучими в условиях транспортировки экспозиций.
"Иногда фотографии объекта говорят больше, чем сам объект", написано в книге "Вечный мотив: искусство Мана Рэя". "Я рисую то, что не могу сфотографировать, происходящее из воображения и снов, из бессознательного; я снимаю то, что не хочу рисовать, вещи, уже имеющие собственное бытие", говорил сам Рэй.
«Абажур» Мана Рэя и многие другие работы великого сюрреалиста были выкуплены в 2011 году Национальным центром искусства и культуры имени Жоржа Помпиду у коллекционера Кристиана Букре при поддержке мецената Ива Роше.
Это черновик моего текста, опубликованного в журнале Numero в 2013 году