Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
ark-visual
7 лет назад

Яков Чернихов

«Мне удалось доказать, что графической грамотности можно так же научиться, как можно человеку вообще стать грамотным»
-sl9hcJ_Y-M.jpg
Яков Григорьевич Чернихов – один из самых ярких и оригинальных деятелей эпохи, исключительно богатой талантливыми людьми. Он родился 17 декабря 1889 г. в провинциальном украинском городе Павлограде. В 1914 г., после окончания Одесского художественного училища, Чернихов поступает в петербургскую Академию художеств на живописный факультет и одновременно на Высшие педагогические курсы. В 1916 г. он переходит на архитектурный факультет Академии. В 1917 г. Яков Чернихов оканчивает педагогические курсы, защитив дипломную работу по методике обучения рисованию. В 1916 г. он был призван в армию, но ему удалось параллельно со службой продолжать учебу, работать и преподавать. Учебу на архитектурном факультете Вхутемаса (бывшей Академии Художеств) Чернихов сумел продолжить только в 1922 г., а в 1925 г. он защитил диплом. К этому времени он имел уже многолетний педагогический и практический опыт. С 1927 по 1936 г. Чернихов работал в различных проектных организациях, много проектировал и строил. Всю свою жизнь, до самой смерти в мае 1951 г., Чернихов не прерывал преподавания различных графических дисциплин – начертательной геометрии, рисунка, черчения. С 1934 г. Яков Чернихов – профессор, с 1935 г. – кандидат наук. С внешней стороны – вполне благополучная (особенно по меркам того времени) жизнь советского архитектора.
Яков Чернихов владел множеством профессий: от резчика по дереву и раскрасчика диапозитивов до инженера и архитектора крупнейших проектных институтов страны. Для современного зрителя Чернихов — прежде всего высококлассный график. Но главное его открытие лежит, наверное, все-таки в области утопии — трехмерного орнамента. Бесконечно повторяющиеся структуры разворачиваются в пространстве в некие конструкции, которые никогда не будут возведены. Феномен же Чернихова в том, что сегодня эти композиционные построения все еще выглядят как фантазии о городе будущего.
sZUKJsTWWWg.jpg
Доминантой его творчества были не стилеобразующие поиски, не развитие и обогащение стилистики, а проверка комбинаторных возможностей варьирования архитектурных композиций на базе различных концепций формы авангарда - супрематизма, конструктивизма, символического романтизма и т. д. Архитектурные построения Чернихова - это действительно композиционные варианты на самые разнообразные (в том числе и по стилистике) темы архитектурного авангарда. Объединяют их в единое художественное целое прежде всего индивидуальная графическая манера автора и его пристрастие к символико-динамическим (часто даже экспрессивным) и орнаментальным построениям. Для Якова Чернихова всегда главным было, именно, воображение: Доминантой его творчества были не стилеобразующие поиски, не развитие и обогащение стилистики, а проверка комбинаторных возможностей варьирования архитектурных композиций на базе различных концепций формы авангарда - супрематизма, конструктивизма, символического романтизма и т. д. Архитектурные построения Чернихова - это действительно композиционные варианты на самые разнообразные (в том числе и по стилистике) темы архитектурного авангарда. Объединяют их в единое художественное целое прежде всего индивидуальная графическая манера автора и его пристрастие к символико-динамическим (часто даже экспрессивным) и орнаментальным построениям. Для Якова Чернихова всегда главным было, именно, воображение:

«Воображение способствует созданию изображения предмета на плоскости бумаги в плоскостных и объемных его решениях.Каждый из нас имеет способность воображать так, как ему свойственно от природы. Редко мы имеем случай, когда воображения нескольких человек «точно» и «полно» представляют себе какой-нибудь предмет или явление в одинаковой степени. Но, помимо всего, не всегда возможно бывает пользоваться и самим предметом. Этот «нужный» нам предмет очень часто удален от нас во времени и пространстве. Этот предмет, может быть, никогда не существовал, не существует и, может быть, не будет существовать. Только наше воображение могло себе нарисовать его и представить в индивидуальной форме плоскостного или пространственного решения. Нам часто приходится изображать все то, что было раньше, и при этом демонстрировать наглядным изображением вместо самого предмета»

По сути, в основе черниховского метода лежит доминирование установки на воображение, фантазию. Работы над «натурой» нет, потому что Яков Георгиевич считал, что нужно избавляться от каких-либо условностей для развития «творческих особенностей», которые заложены в каждом человеке. Одним из важнейших способов «обучения, изучения и проработки вопросов архитектуры», по его мнению, является «построение представлений». Мировую известность Чернихову принесли многочисленные листы авторской графики, «главными героями» которых были уникальные архитектурные композиции, абсолютно фантастичные по сути, но техничные по исполнению.

Одним из важнейших способов «обучения, изучения и проработки вопросов архитектуры», по его мнению, является «построение представлений». Эти построения Яков Чернихов предлагает осуществлять при помощи комбинирования так называемых «беспредметных элементов». Термин «беспредметность» он объясняет отличием подобных элементов от предметов, имеющих применение в практике (в жизни). При взаимодействии между собой беспредметные элементы дают множество вариантов архитектурного формообразования. Чернихов низводит фигуры, которые составляют здание, до элементарных частиц, буквально расчленяя на составляющие, чтобы потом с их помощью создать новые вариации формы. Любую черниховскую композицию можно разбить на образовывающие ее беспредметные элементы. Яков Георгиевич опирается на то, что точные науки (математика, геометрия, механика) так же оперируют «отвлеченностями» (беспредметностями). Он раскрывает, что именно входит в понятия «отвлеченность», «беспредметность» на примере планиметрии, стереометрии, начертательной геометрии и математики: это точка, линия, плоскость, поверхность, обьем. Чернихов вводит понятие «впечатление» здания, подразумевая, что определенный набор из беспредметных элементов ассоциативно воспринимается как то или иное сооружение.

Книги:
«Основы современной архитектуры», (1925—1930 гг.);
«Конструкция архитектурных и машинных форм», (1925—1931 гг.);
«Архитектурные фантазии. 101 композиция», (1925—1933 гг.);
«Анализ построения классического шрифта», конец 1940-х гг.

Проекты:
Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик», Ленинград, (1931 г.) (реализован)
9NtG2S2naIw.jpg
Проект дома отдыха для рабочих «Северолес». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, гражд. инж. А. П. Арешевым.
Проект здания научно-исследовательского института «Механобр». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, арх. С. В. Малиновским.

16
0.000 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые