AMŽINAI KARTU. Как Литва и Беларусь дружили. Часть 2-ая
Продолжаем рассматривать взаимоотношения Литвы и Беларуси. Первая часть была посвящена истории балтских племен и древнерусских княжеств, а также начальному периоду существования Великого княжества Литовского. Здесь же мы поговорим о дальнейшей истории ВКЛ.
Русь Литовская - альтернативный русский мир
Первой столицей Великого княжества Литовского стал белорусский город Новогрудок, находящийся на территории так называемой Черной Руси. Это хорошо отражает славянскую составляющую нового европейского государства. Однако уже в 20-х годах 14 века великий князь Гедимин перенес столицу на балтские земли в город Вильннс. Этот шаг можно воспринимать как стремление усилить балтскую литовскую составляющую княжества. Однако процесс симбиоза двух культур было уже не остановить.
К 14 веку понятие Литва распространяется на белорусские земли. Так территорию Черной Руси, а также Минщину называют Литовской Русью, Берестейщину - Литовским Подляшьем, а Пинщину - Литовским Полесьем. Эти территории быстрее всех инкорпорировались в ВКЛ и стали собственнолитовскими (но не балтскими). Такие же процессы происходили и с остальными белорусскими территориями - Полоцкой и Витебской землями. В меньшей степени - Смоленской. Нужно понимать что эти три земли имели в древнерусский период сильную традицию княжеской власти и Литве приходилось с этим считаться.
Говоря об украинских землях можно сказать, что они были "анексами" то есть федеративной частью государства - не Литвой. Тоже самое можно сказать и о Жемайтии - западной части современной Литвы, окончательно вошедшей в состав ВКЛ лишь в начале 15 века, после войны с Тевтонским Орденом.
Однако и Литовская Русь, и Полоччина, и украинские земли и даже Жемайтия не воспринимали великокняжескую власть как чужую. Достигнуто это было прежде всего политикой центра. Эта политика представляла собой сохранение прав местной знати и участие в ее в местных и общих великокняжеских делах. Литовские наместники, а потом и воеводы, направляемые во все уголки Княжества из Вильно воспринимались как "свои".
Литва собирала русские земли в противовес такому же собиранию со стороны Москвы. И если политика Москвы была направлена на дробление исторических княжеских уделов и уничтожение местной власти в пользу сосредоточения всей ее полноты в центре - Москве. То Литва шла иным путем. Она также стремилась к сильному центру, однако сохраняла на местах местные исторические особенности и оставляла права местной знати, вовлекая ие в процесс государствообразования.
Жемайтия - последние язычники Европы.
Особый статус в ВКЛ имела Жемайтия. На эту землю претендавала как Литва так и Тевтонский Орден. Великие князья Ольгерд и Ягайло неоднократно подтверждали права Ордена на Жемайтию, в угоду политической ситуации. Сама же эта территория тяготела к Литве, так как с одной стороны это родственная культура, а с другой стороны Орден насильно насаждал там католичество. Жемайты неоднократно обращались, в том числе и к Папе с просьбой приструнить Орден и отдать их Литве, так как именно жестокость рыцарей отвращает простых людей от христианства.
В 1409 году жемайты подняли восстание против Ордена. Не без помощи ВКЛ. Это была эдакая гибридная война со стороны Великого княжества, так как оно отрицало свою причастность, хотя не раз были замечены подводы с оружием плывущие по реке Неман из ВКЛ.
Это восстание спровоцировало Большую Войну в результате которой Орден был повержен, а Жемайтия окончательно вошла в состав ВКЛ. Эта земля получила как бы сейчас сказали - автономию. Все ВКЛ было поделено на воеводства и Жемайтское староство. Староста имел примерно такие же права что и обычный воевода, однако было так заведено что при его назначении учитывалось мнение местной знати:
теж старосту, которого бы хотели мети, того им даем, а ведь з нашою волею
Примечательна история, которая произошла в Жемайтии по смерти великого князя Сигизмунда. После этого события великим князем Стал Казимир, а жемайты поддерживали Михалка, поэтому они выгнали своего старосту и назначили старостой шляхтича Довмонта. Казимир было собрал войска на Жемайтию, но параллельно вел переговоры. Договорились до того что старостой станет дядя Довмонта - Контовт.
Литовско-русские противоречия
Великий князь Литовский Свидригайло
Несмотря на то, что с самого своего возникновения, в ВКЛ шла тесная интеграция балтской и восточнославянской культур, были и противоречия. Нельзя их назвать национальными. Они были скорее религиозными. Но в большей степени это были противоречии политических ориентаций, привязанные к конкретным родам и фамилиям.
После смерти князя Витовта, на престол взошел брат польского короля Ягайлы - Свидригайло. Он пользовался поддержкой белорусской и украинской православной знати, хотя сам и был католиком. Свидригайло стоял на позициях независимости ВКЛ и ослабления польского влияния. Пропольски настроенная знать поддерживала Сигизмунда, который в 1432 году сместил Свидригайло.
Свидригайло ушел в русские земли, где и продолжил сражаться за власть. Однако нельзя говорить о национальном расколе в ВКЛ. Да, Свидригайло поддерживала в основном восточнославянская православная аристократия. Но были в его "группе поддержки" и балты-католики, и даже поляки. В те времена национальный вопрос не стоял остро. На повестке дня постоянно была политическая ориентация и права знати.
Дальнейшая история Литвы и Беларуси в рамках ВКЛ, а потом и Речи Посполитой знаменуется все большим сращиванием в государственном и территориальном плане. А также все возрастающем влиянием Польши. До заключения Люблинской Унии старобелорусский язык был, как бы сейчас сказали, государственным на всей территории ВКЛ, в том числе и в Жемайтии. Замена старобелорусского языка на польский произошла в Жемайтии в 1640-м году, а в остальном ВКЛ - в 1696 году.
Литовская культура в ВКЛ
Переиздание "Катехизиса" Даукши (1605 год)
Литовский язык в Великом княжестве не был языком двора и делопроизводства. Даже в Жемайтии. Однако конечно же на этом языке общались в литовском быту, в том числе и ранние великие князья со своими слугами и между собой.
Можно обоснованно предположить что на литовском языке создавалась церковная литературы во времена крещения Литвы и Жемайтии. Однако до наших дней таких письменных памятников не дошло.
Как бы это ни было удивительно, но большего развития письменный литовский язык достиг за пределами ВКЛ. В так называемой Малой Литве - территории современной Калининградской области. Именно там, в Кёнигсберге была была напечатан первая книга на литовском языке. Это был жемайтский диалект. Мартинас Мажвидас в 1547 году напечатал "Катехизис".
Но и на территории ВКЛ также печатали литовские книги. Первая из них это тоже "Катехизис". Ее напечатал в 1595 году Микалоюс Даукша в городе Вильна. В 17 веке в ВКЛ продолжают редко печать литовские книги, в основном это словари и грамматики. Однако в 18 веке из-за усилившейся полонизации, эта деятельность сходит на нет. Литовский язык продолжает развиваться во всё той же Малой Литве, где появляется литовская литература.
Свое развитие и литовский язык, и литература, и культура, и политическая мысль получит в 19 веке на волне европейских национальных возрождений. Тоже самое касается и Беларуси. Об этом поговорим в третьей части
Продолжение следует...