БЛИЗНЕЦЫ В КИНО КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ МИФОЛОГИИ
Список популярных фильмов о близнецах довольно обширен. Причины этой популярности уходят корнями в древнее сакральное знание.
«Няньки» с братьями Пол 1994-го года, «Двойной удар» с Ван Даммом 1991-го, «Близнецы» 1988-го с Шварценеггером и де Вито, «Близнецы-драконы» Джеки Чана 1991-го, «Ширли-мырли» с Гаркалиным 1995-го, «Ты – мне, я тебе» с Куравлёвым 1977-го, «Приключения Электроника» с братьями Торсуевыми 1979-го, «Королевство кривых зеркал» с сёстрами Юкиными 1963-го – эти фильмы являются продолжением архетипического сюжета, частого в мифологии народов всего мира.
Сам архетип определяется, как «структуры коллективного бессознательного, как синоним к образцам для подражания»,[1] – то есть параллелизм «бродячих сюжетов» основывается на первобытных интуитивных представлениях человека о мире.
Мифологема «божественных близнецов» прослеживается в Библии: легенда о Каине и Авеле является, по мнению историков Древнего мира, отражением дуально-фратриального разделения племенной организации в первобытном еврейском племени. Да, представьте себе, они тоже были первобытными! Об их примитивном состоянии до так называемого «египетского плена»[2] также говорит Библия. Ставший колыбелью для иудейской культуры Древний Египет, также имел в мифологии «божественных близнецов» – Сета и Осириса. Близнецами были ведийские Ашвины Варуна и Митра; шумерские Гильгамеш и Энкиду; римские Рем и Ромул; Аполлон и Артемида, Кастор и Поллукс из Эллады; наши Белобог и Чернобог.
Братья-близнецы в мифологии дуальны, противоречивы, воплощают симметричность противоположностей – добра и зла, неба и земли, света и тьмы… Поэтому близнецы, по легендам, часто рождаются от разных отцов – обычного, человеческого, и божественного. В книге «Эзоосмос» Анастасия Новых пишет, что близнецы – олицетворение человека, прикоснувшегося к божественной силе, и осознавшего наличие в себе как божественного, так и животного начала. По этой схеме происходят события в советском фильме «Приключения Электроника», где созданный человеческим гением близнец наделён сверхчеловеческими способностями и стремлением к развитию, а человеческий ребёнок радуется возможности праздности и безделья.
Л. А. Абрамян приводит пример, как в группах гоминид, где ярко выражена иерархичность, возникают ситуации, когда молодые самцы-близнецы свергают более сильного вожака, лишая его монополии на получение лучшей пищи и оплодотворение самок. Подобный сюжет повторён в «Двойном ударе», где герои Ван Дамма объединяются, чтоб устранить олигархов и вернуть права на наследство.
Зороастриская религия, вообще, основана на мистерии двух противостоящих духов-близнецов – Ахримана и Ормазда. Один встал на сторону Добра, приняв миссию Демиурга, Творца; второй – на сторону вселенского, разрушительного зла. Подобный сюжет повторяется в «Близнецах» 1988-го с Шварценеггером и де Вито, советском «Ты – мне, я тебе» с Куравлёвым.
Таким образом, бродячие сюжеты о близнецах берут исток в архетипах древней мифологии. При этом, они имеют три варианта развития:
Объединение и получение божественной силы или земной власти.
Гибель одного из близнецов.
Разделение на противостоящие силы.
[1] Элиаде М. Космос и история. Избранные работы. / М. 1987. С. 30.
[2] Использований орудий каменного века – Ветхий Завет: Исход. 4:25. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.bibleonline.ru/bible/nrt/02/04/