ПУСТОЙ БАРАБАН ВАТИКАНА
«Кожа для барабана, или севильское причастие» испанского писателя Артуро Перес-Реверте не настолько беллетристическая книга, как «Девятые врата» или даже «Фламандская доска». Это романтичный детектив.
«Кожа для барабана» написана с присущей любому изучавшему историю человеку ностальгией по чинному и благородному укладу «старого времени». Тут подобных периодов представлено целых три: теократ отец Ферро и рыцарь-храмовник Лоренсо Куарт представляет Средние века; аристократка Макарена Брунер олицетворяет «Ancien regime»; романтические авантюристы начала XX-го столетия – это «Троица дона Ибраима».
Все эти персонажи – уходящая натура, магия которой «расколдовывается» бездушным капиталистом Фульхенсио Гавира. Идеалы старого времени навевают тоску на писателя, он показывает их ветшание и деградацию, падение нравственных устоев практически у всех героев. Однако, в последнем бою в проигранной войне они всё же не уступают, и сам дракон Гавира получает по зубам в финале во всех смыслах.
Главное же откровение книги в том, что в католической церкви со всеми её многочисленными организациями, боевыми отрядами рыцарства, Ватиканом и инквизицией никакого духа святого нет. **Церковь давно превратилась в пустой барабан, **а её служители – в кожу для него, которую просто сменят, если она порвётся.