ВЕЛИЧИЕ ЗАПАДНОГО ДУХА
«Тартарен из Тараскона» характеризует падение европейской пассионарности, боевого духа. И это касается не только конца XIX-го столетия, когда Наполеон III на деньги глобальных финансистов задавил французскую республику расстрелами женщин и детей.
Тартарена часто равняют с Дон Кихотом. Да, рыцарь печального образа был романтиком, живущим в своих грёзах, но он был романтик активный, и сражался не с одними ветряными мельницами, а и с вполне реальными проявлениями хищнического западного аксиотипа. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» боролся с тиранией демонизма, за что и был включён в список «Отто» гитлеровцами. Сравнивают Тартарена и с Мюнхгаузеном, что тоже не верно, поскольку «Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и весёлые приключения барона Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей» – юмористическая и сатирическая фантастика. В описании Тартарена нет сатиры. Он потомок франков, беспощадных варваров-галлов, однако, эту генетическую линию он воплощает лишь на словах. Дух предков зовет его к приключениям, но горячий шоколад и плед оказываются сильнее. «Тартарен из Тараскона» – это отражение всего буржуазного общества западной цивилизации, слабенького, уютненького, но тщеславного и амбициозного.
Европейцы и сами принимают этот вывод, они гордятся Тартареном, фестивали в его честь устраивают: каков кто сам, таков и бог его!