Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
aver
7 лет назад

Театр - жизнь вся

+++

После армии, через пару лет, наполненных разными приключениями, я устроился работать осветителем в театр. Скажу прямо и кладу руку на сердце: устроился по объявлению в газете для того, чтобы работать мало, а предаваться радостям жизни много. Ну, что такое осветитель в театре? Пришел, понажимал кнопки и ушел.

Этот факт своей биографии мне дорог тем, что ярко иллюстрирует - насколько наивным бывает человек, выбирая для себя то, о чем он не имеет ни малейшего представления.

Поначалу я хвалил свою мудрость за такой выбор. Спектакли были выстроены до меня и в них нужно было включать различные варианты освещения либо по тексту, либо по музыкальной фразе.
Для человека, отслужившего на командном пункте инженера авиаполка – задача смешная. До того лишь момента, пока вся система сценического освещения не перестраивается на другой спектакль. Просто чтобы все вернуть обратно существуют десятки манипуляций, имеющих сотни вариантов и здесь световая партитура мало чем поможет. Но это, на минуточку, уже вторая задача, а первая – перестроить на другой спектакль.

Известно нам давно – театр не кино. В нем копий не бывает. Среди любого количества сыгранных в одной и той же постановке спектаклей двух одинаковых найти нельзя. Чувствую усмешки тех, кто в театральных зданиях добирался дальше буфета. Мысль банальна, как существуют десятки журналистских штампов, набивших оскомину.

Мне, все же, пришлось её высказать как способ подчеркнуть наличие разных реальностей. Все знают, что дважды два четыре. Но это касается десятичной системы измерений. Полагаю, многие слышали о двоичной системе измерений, но не все знают, что дважды два в ней равняется 100. Еще меньше людей знает, что есть троичная система измерений, где то же умножение равняется 11.

Это я к тому, что банальность для одной системы измерений, в расчетах другой вообще не существует и от этого меняется реальность.

С приходом в театр моя реальность поменялась. Чтобы выставить свет на спектакль, нужно знать мизансцены. То есть, до тонкостей изучить постановку. Чтобы актерские находки в этом спектакле звучали ярче, иногда нужно корректировать свет а, значит, что-то придумывать, предлагать, взаимодействовать с режиссером и актерами.
Эти самые актеры – ранимые существа и после каждого спектакля в их сердца вонзаются копья сомнений - а так ли хорошо они выглядели на сцене? Если плохо, то осветитель может писать пропало, виноваты не грим, ПМС, плохое настроение или похмельный синдром, а в 99% случаев виноват свет. Это в работе тоже нужно учитывать. Ну а если существует реальная ошибка или недоработка осветителя, то можно в коллективе прослыть ремесленником или вообще говном. Людей, кому это было бы приятно, я не встречал.

Мне же с моими жизненными установками, такое допустить было невозможно. Поэтому я выставлял свет на каждый спектакль, как идут солдаты в последний бой. В процессе я понял: также, как нельзя коллективу актеров одинаково сыграть один и тот же спектакль, нельзя одинаково и выставить свет на него. Но этого мало.

Погрузившись в смысл театральной миссии, которая призвана доводить зрителя до состояния катарсиса, осветитель начинает понимать – вот здесь что-то слишком синевато, здесь – аляповато, а здесь и вовсе хуевато. Тогда начинается изучение свойств прожекторов, световых характеристик ламп, разницы между фильтрами одного и того же цвета, сделанными из стекла или пластика, как много чего другого.

Тогда, вдруг, приходит осознание – театру не нужны осветители, ему нужны художники по свету.
Но и этого мало.

Приведу пример звукооператора. Ему в определенном месте нужно включить музыку, шумовые эффекты: трамс – бабамс, или бумц – турумц или вообще – голос Всевышнего. Кто понимает значение паузы в спектакле, знает: пол-секунды туда, пол-секунды сюда во многих случаях меняют восприятие залом мизансцены.

Тот звукооператор, который чувствует настроение зала и выдерживает паузу единственно верную сегодня, здесь и сейчас, становится звукорежиссером. Но не только – в момент спектакля он является непосредственным участником актерского коллектива, занятого демонстрацией волшебной силы искусства.
То же самое происходит с осветителем. Прожектор или группу прожекторов можно включить как люстру в доме, можно вывести по музыкальному такту, по рекомендации световой партитуры. Но еще можно уловить ход спектакля, его воздействие на зал и принять решение, также только здесь и сегодня, о способе усиления этого воздействия посредством игры света. Чтобы всего этого добиться домой из театра приезжают только поспать.

Лирика эта изложена для иллюстрации моей наивности, высказанной в самом начале. Попадая в театр, и вовлекаясь в его работу, для звукооператоров, осветителей, монтировщиков сцены, заведующих литературной частью, художников, актеров же и упоминать смешно, жизнь на «гражданке» заканчивается. Тем более та, о которой я мечтал, поступая в театр. Когда ты в нем, ничего другого не существует.

0
0.836 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые