Д. Мyнх. Pax Mongolica-3
Часть I. Великая Степь
Продолжение. Начало в предыдущем посте.
3
....Таким образом, речь идёт об обществе, которое разделялось на воинов, пастухов, купцов, ремесленников, лекарей, ученых и так далее. Но не было разделения на богатых и бедных, знатных и черни, эксплуатирующих и эксплуатируемых – то есть, как такового принципа общественных отношений (ибо кого собственно эксплуатировали, так это лишь военнопленных). Другими словами, разделение общества на социальные группы не было разделением на основе социального неравенства людей.
Надо полагать, Чингисхан не имел специально такой абстрактной цели как свобода личности, которая является продуктом более развитого общества. Да и таких слов, понятно, он не знал и не употреблял. В его понимании свобода личности заключалась, прежде всего, в равенстве всех перед законом. Потому что равенство у него было не просто формально прописано, оно было реализовано практически.
Реальное равенство всех граждан империи означало, что человек не был ни от кого и ни от чего ни в какой зависимости – экономической, социальной или религиозной. Из самой жизни были устранены сословия (причина ненависти к Чингисхану аристократии), а родоплеменные связи были сведены в свои рамки.
К этому пониманию он пришёл из своего горького опыта, что к людям нужно относиться именно как к людям вообще, что родственные и иные связи или богатство – ничто, когда приходит момент истины. Его понимание ценности связей, основанных на верности и единству миропонимания, переросло в более широкое открытие человека как социального существа, открытие социального общества и важности его перед общностью этнической, сословной или религиозной. В результате этого он формулирует равенство всех людей именно как людей, а не просто и не только членов своего племени, например. В свою очередь, принцип равенства порождает из себя понимание того, что человек должен быть свободен как отдельная личность. В общем, эта логика объективно содержится в самом кочевом обществе, в котором отсутствует экономическая эксплуатация и человек является хозяйственно самостоятельным субъектом, то есть, обладает материальной и экономической основой личной свободы. Ему не нужно идти в наём кому-то, точно также как не нужно отдавать ответственность за свою судьбу третьему лицу, уполномоченному представителю «воли народа».
Все это Чингисхан сформулировал в политические принципы монгольского государства. Но, как оказалось, таким образом он сформулировал одновременно Историческую Необходимость назревшей интеграции континента.
Дело в том, что производительные силы человечества могли развиваться лишь в условиях оседлых обществ. Но последние были ограничены своими национальными рамками и достижения разных народов не могли выйти за эти рамки, и в итоге, общее поступательное движение Истории начинало периодически замедляться. Имеющиеся контакты были таковы, что не могли удовлетворять объективной необходимости интеграции производительных сил человечества. Именно эту общечеловеческую задачу и решала История с помощью кочевников. Однако, чтобы быть достойными такой миссии, кочевники должны были быть лучше оседлых обществ в политическом и нравственном плане.
Монголы лучше всех других кочевников «прошли конкурс» Истории. В результате они выступили «менеджерами» по организации торговли, обмену идеями, технологиями на всем евразийском пространстве. До них это пространство составляли разрозненные регионы, «никто в Китае не слышал про Европу, ни единый человек в Европе не слышал про Китай, и … не совершал путешествий из Европы в Китай» [Уэзерфорд, 2017,с.14].
Продолжение следует.