Жизнь. Генералы, загуляв, дарили нам шинели и папахи…
Жизнь ещё прекрасна тем, что в ней не бывает невыгодных обстоятельств. Например, у меня появляется возможность написать о людях среды, в которой я «варился». Это мой долг, и отдать его надо без остатка.
Из каждого «советского сословия» в этой среде было (и ещё есть) по несколько человек. Надо успевать. Потом будет поздно, некогда. Ведь потом, если ещё доведется жить в этом «потом», вся эта муть сменится чем-нибудь другим, может быть, даже похуже сегодняшней. Туда, кажется, сами себя подталкиваем...
Пора рассказать о своих друзьях-художниках. Сразу скажу - все выдающиеся личности. Таких, сегодня нет.
Вообще, я думаю, что художник, в большом смысле этого слова, - самый ответственный и серьезный человек, ибо работа мысли у него не прерывается ни на миг. Каждый штрих, каждое движение, пропорции, образы, фигуры, речь - буквально всё находится в непрерывном процессе.
К сожалению, Забайкалью надо объяснять, что Художник - это не человек, который рисует или пишет картины, а вообще - творческий человек. Уже много лет не вижу в Забайкальском крае таких людей. А я ведь жил с ними десятилетиями... Дружил, иногда ссорился, жил в мастерских. Полжизни.
Мне уже трудно жить в квартире или в доме, если я не ощущаю МАСТЕРСКОЙ, запаха красок, умных фраз, метких выражений, точных оценок, не ощущаю на себе понимающего взгляда, не чувствую готовности в любую минуту взяться за ТВОРЕНИЕ.
Художник зарабатывает единственным данным ему способом - халтурит, не халтуря. Вот в этом «не халтуря» - вся его жизнь. Простите меня, но всё остальное для меня - бездарщина, глупая и бесполезная игра. Творческий человек - это ощущение вечности, академизм - это ощущение культуры веков, всего, что наработано человечеством, а не бездарные потуги начальников и бандитов.
Любой художник наделен от природы историческим чутьём, отсюда у него и ощущение вечности, он живёт всегда, всюду, в любой момент.
Вы можете представить себе человека, которому врач протягивает его флюорографические снимки, ругает за «асоциальный» образ жизни:
- При такой жизни Вы и года не протянете. Вы понимаете это?
А тот перебирает снимки, внимательно разглядывает на солнце, на просвет, свою флюорографию, где рисунок бронхов и разбросанных линий.
Потом возбуждается от этого космоса размытых, светлых и тёмных, уходящих в глубину, пятен, где свершаются и зреют непрерывные события, кашляет хрипло и вдруг радостно выдыхает, призывая в свидетели окружающих:
- Господи, ты видишь какая красота!
И прожил после диагноза ещё четверть века!
А доктор, говорят, спился...
Может быть, для кого-то мои примеры покажутся бестактными и глупыми, но не могу не вспомнить слова одного патологоанатома: «Не люблю вскрывать начальников - все жирные, ничего сразу не поймёшь и не найдёшь. А художники все - проспиртованные, всё видно и понятно...»
И вот я обращаюсь к читателям. Нам надо устроить настоящий побег от всех этих тупых и одуряющих новостей и обзоров для дураков, от мелочного и узенького мировоззрения современных мониторомарателей, нам надо вернуться к своей реальности, где жили и продолжают жить настоящие люди. Красивые люди. Достойные люди. Люди, отвечающие за свои поступки и ответственные за всё, что случается рядом с ними. Люди, способные рассматривать свой смертельный диагноз на просвет, в лучах солнца... Незаменимые люди, живущие в перспективе.
Ведь перспектива - это видеть насквозь (perspicio - «ясно вижу»). Никто и ничто от этого видения не скроется. Никуда. Но художник - не судья, нуждающийся в доказательствах, художник - свидетель, который всё видит. Злу не нужны свидетели. Вот почему власть испокон веков ненавидит талантливых людей и привечает бездарность.
Я счастлив, что жил с такими людьми тридцать с лишним лет! «Рвал цветы, валялся по траве...» По Сибири, Дальнему Востоку. И, конечно, в Чите. Особенно в Чите... Жили голодно, но весело. Случалось, что первые лица порывались с нами выпить, генералы по пьянке дарили шинели и папахи, а мы потом даже фамилии некоторых не могли вспомнить:)) Сегодняшние и вовсе не запоминаются...
Художник Юрий Круглов. Детский хор на берегу реки. Линогравюра. 1965 год.
Художник Юрий Круглов. Утро нашей Родины. 1990 год. Набросок. Тушь.
__________________________________
Подписывайтесь на мой блог! @azarovskiy - это уникальность всегда и во всём!
__________________________________
Интернет-адреса моего материала "Генералы по пьянке дарили нам шинели и папахи...": ЖЖ Азаровский, Без формата