baltin
5 лет назадК 90-летию смерти Маяковского
1
МОНУМЕТАЛЬНАЯ ПОСТУПЬ ПОЭМ МАЯКОВСКОГО
Мальчик-самоубийца, так остро живописанный в поэме «Про это»: с раскатами маяковского «р», с нежностью и презрением к процыганенному романсу, со сравнением с собой, - поэтом, перелопачивающим груды слов ради решительного обновления общего поэтического словаря; сравнением, ради какого возможно и предпринят был образ мальчика, попавшего в страшную ситуацию бездны жизни.
Век стал ломать привычные устои, век делегировал Маяковского, чтобы появился язык, соответствующий предстоящим громам; Маяковский, наполнивший своим огромным «я» внушительные сосуды поэм…
«Облако в штанах» даёт невиданные ранее формы лиризма, чья интенсивность берёт в полон даже не читателей стихов.
Хотя мотивы одиночества и бессмыслицы никуда не уходят:
Все чаще думаю —
не поставить ли лучше
точку пули в своем конце.
Сегодня я
на всякий случай
даю прощальный концерт.
Концерт «Флейты-позвоночника» оказался не последним, отчего поэзия выгадала, но утверждение на счёт точки рисует жизнь, как безнадёжное предприятие – но ведь нет, ощущение ложно: громоздятся лестницы поэм, и ступает по облакам великий командор поэзии.
«Летающий пролетарий» социален в той же мере, в какой «Облако…» лирично; и всё торжественно-приподнято, настолько, что не большой объём поэм тянет на эпос, а иные метафоры удивляют само пространство.
…или – от вечной ветхости былых времён громоздятся глыбы Маяковского: зиккураты вздымаются в небеса, египетские пирамиды бросают отсветы на красно-золотящиеся стихи?
Но Маяковский подчёркивал свой анти-интеллектуализм, хотя связь его с гудящим державинским звуком куда сильнее, нежели со звуком Пушкина, так и не свергнутым ни с каким кораблей.
Стоило ли снимать профессору очки-велосипед, чтобы послушать рассказ о времени и о себе?
Стоило, конечно.
Ибо последний документ Маяковского «Во весь голос» - квинтэссенция его поэзии, как сама она - квинтэссенция души.
2
ПРОЗА МАЯКОВСКОГО
Всё по делу: сухо, точно, чётко.
Проза Маяковского не подразумевает избыточности, тяготея к лапидарности.
Так сделано повествование «Я сам», так – по принципу руководства – выстроена статья «Как делать стихи»: профессионал рассказывает о тайнах ремесла профессионалам будущим.
Вместе на прозе Маяковского мерцает отблеск его стихов: это чувствуется и в иронических местах, и в использование сравнений.
Интересная проза – без которой портрет Маяковского был бы неполный.
Александр Балтин