Мария Магдалина
Принято считать, что Мария Магдалина была родом из города, расположенного на берегу Галилейского моря, в плодородной Генисаретской равнине. Иначе это Галилейское море называлось еще и Тивериадским озером, суть одна. Ныне в этих местах расположены еврейское поселение Мигдаль и арабская деревня Аль-Мадждаль.
В библейские времена город, в котором жила Мария, был богатым, торговым, портовым, купеческим. Галилея вообще отличалась более свободным нравом, по сравнению с Иудеей. А портовые города во все времена обладают весьма вольным и космополитичным колоритом, поглядите хоть на нынешние Одессу и Марсель.
Возможно, из-за этих вольных нравов портового города из образа Марии консервативные жители пустынных оазисов впоследствии и сделали «блудницу»?
Особенно на блуднице настаивала католическая христианская традиция.
При этом средневековые западные рыцари (благочестивые католики), по-солдатски простодушно наделяли образ Марии Магдалины аристократическими чертами.
Поделюсь своими мыслями по данному вопросу: никакой блудницей Мария Магдалина не была. Доказательство этому простое и понятное:
-Стоимость того миро (благовония), коим Мария Магдалина смазала ноги Иисуса.
Современное нам миро варится на основе оливкового масла, белого вина, лепестков роз и еще около 30 различных составляющих. Общего правила (рецепта) миро нет и никогда не было. Производители использовали те благовония, что были недороги (доступны), распространены в конкретном церковном приходе.
В евангельский же период миро делали из нарда, который добывали из корней ароматических трав, росших на вершинах гор Гималаев в Индии.
«Нард (лат. Nardostachys) — травянистое растение подсемейства валериановых (Valerianoideae), а также ароматная смола и эфирное масло, получаемые из него (nardus).
Растёт в Гималаях (на высотах 3500—5500 м), Китае, Индии и Непале. Растение до 1 м высотой с лиловыми цветами. Из его мясистых корней и нижней части стебля дистилляцией получают эфирное масло янтарного цвета, которое применялось как благовоние в парфюмерии и медицине.» Википедия.
В древности нард ценился очень высоко, потому что из него делали например нардовуя мазь, известную уже со времён Соломона и упоминаемую в Библии. Из корней растния получают эфирное масло янтарного цвета, которое имеет торфянисто-землистый аромат с животными нотами.
Повторюсь: в библейские времена нард с Гималаев стоил на Синайском полуострове и в Аравийской пустыне огромных денег. И еще: тогдашнее миро совсем не то по составу, что нынешнее «бюджетное» миро, которое используется в церквях при службах (ритуал «Миропомазания»). «Старое миро» чаще всего использовали разбавленным более дешевыми составляющими.
Подобно тому, как ныне мы используем дорогие сорта высокогорного чая. Ведь на чаеразвесочных фабриках элитный чай смешивается с более дешевыми сортами. К такому методу привела сама жизнь,
ведь иначе мало кто мог бы позволить себе чашку чая ценой в сотню долларов.
В евангельские времена для хранения ароматических асел иудейские женщины использовали маленькие алавастровые (алавастр- это поделочный полудрагоценный камень белого цвета) кувшинчики с узким горлышком. Они вмещали в себя только несколько капель благовоний.
Согласно евангелистам, Мария истратила на ноги Иисуса целый фунт (400 грамм) мира (Иоанн 12:3). Его стоимость на тот момент 300 динариев.
Дневная зарплата в Галилее равнялась 1 динарию, стало быть Мария истратила 10 месячную заработную плату на флакон миро. Это слишком высокая цена, даже для элитной для блудницы.
По своему жизненному опыту скажу, что такие траты на мужчину характерны лишь для богатой влюбленной женщины. Богатой, так она заплатила за миро огромную сумму. Влюбленной, так она ведь отерла умащенные ноги Иисуса своими волосами и еще много чего сделала для Ииисуса с чисто женской жертвенностью.
В евангелии Иоанна 6:7, где рассказывается о чуде насыщения 5000 тыс человек сказано: «Им на двести динариев не довольно будет хлеба, что- бы каждому досталось хотя понемногу?». Т.е. Апостолы вполне серьезно обсуждали вопрос о возможности покупке хлеба для 5.000 человек на сумму всего в 200 денариев. Исследователи считают, что за стоимость сосуда в 300 динариев уже точно можно было накормить 5000 человек.
И вот это все богатство Мария выливает на ноги Иисуса, не считая никаких издержек. Разумеется, со стороны апостолов сразу же вслед за поступком Марии были высказаны упреки в ее неуместной расточительности.
Но сам Иисус мгновенно пресек их и выразил поддержку действиям Марии. Марк. 14:3-9: «И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала».
Мой жизненный опыт снова подсказывает. что искренне и самозабвенно умеют любить только женщины, пусть и не всегда долго по времени.
Для Марии Магдалины, в отличии от апостолов, человек Иисус стал богом еще при жизни. Ведь она любила его...И к ней же Иисус первой явился после своего Воскресения.
Помяну недобрым словом писателя Дэна Брауна. Читал пару его книжек и испытал недоумение. На мой взгляд, Браун ничего не смыслит в тактике спецназа, убийствах, и библейской истории. Тем не менее, он не на песке выстроил свою версию о супружеских (или просто плотских, приведших к рождению совместного ребенка) связей Исуса и Марии.
Вот текст евангелия от Иоанна.
«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.»
В других канонических евангелиях упоминаний о сем эпизоде нет. Богословы считают, что здесь содержится намек на смену еврейских историй христианскими. С точки зрения историков-библеистов и богословов это вполне обоснованная версия.
Однако, у меня еще осталась маленькая толика здравого смысла и я вполне понимаю противоположную позицию. Позицию людей, не отягощенных книжным гуманитарным грузом и сохранивших здравые мозги.
А именно: Иоанн описал вполне себе реальную свадьбу. И свадьбу не кого-нибудь, а именно Исуса.
Давайте реконструируем мысленно это событие. Итак, на свадьбе кончилось вино. Дело житейское, дорогие гости расслабились от души, напились. Скоро и драка, ибо что за свадьба без драки? Эта перспектива женщинам не по душе: им больше хочется попеть, поплясать, погоревать за невесту и все такое. Драки с битьем посуды на свадьбах женщинами как-то не приветствуются. Но тут отчего то одна из женщин, что была всего лишь гостью на свадьбе подсуетилась и раздобыла другим гостям еще вина.
Кому как, но по мне тут неувязка с реальной действительностью. Логично предположить, что за добавочным вином распорядитель обратился к хозяйке дома (либо к родственнице жениха).
В данном случае обратился к Марии, матери Исуса. Та сообщила о возникшей проблеме своему сыну (а к кому еще ей было обращаться?) и тот совершил чудо с вином, наполнив кувшины водоносов. И гости опять рады, и распорядитель льстит жениху, говоря о припасенном на конец свадьбы лучшем вине...Согласитесь, данная реконструкция вполне реалистична.
Разумеется, это не более чем предположения, ведь слишком много времени прошло, и те события интерпретированы многими и по-разному.
Лично мне, как юристу более понятен другой посыл о Марии Магдалине именно как о жене Исуса. А именно- ее присутствие на казни.
По- римским законам того времени присутствие родственниц на казни мужчины допускалась в любом случае. Это было их неотъемлемое женское право по рождению. Воспрепятствовать осуществлению данного права эгоистичным, воинственным, но просвещенным римлянам и в голову не приходило.
Так вот, на казни Исуса присутствовали три женщины. А именно его мать Мария, его тетя Анна, и...Мария Магдалина!
Оговорюсь про «тетю», дабы не подвергнуться нападкам: я в курсе, версий что это могла быть и двоюродная сестра Исуса либо сестра его матери, и что ее могли звать именами Руфь или Саломея...Но не ее имя здесь для меня главное, я не историк и не богослов, мне не интересно кем именно была «тетя». Для меня важно лишь, что она была родственницей и римляне ее допустили на казнь Исуса.
Теперь добавлю и о матери Исуса и Марии Магдалине, как вполне возможных свекрови и снохе. Либо я ничего не понимаю в женщинах, либо Мария -мать была не от мира сего (а я в это не верю). Но ведь она не прогнала с места казни своего сына «блудницу» Марию Магдалину! А сделать это было очень просто. Достаточно было ей сказать любому легионеру стоявшему в оцеплении Голгофы что-то типа:
-Я мать казнимого и присутствую тут по закону. Со мной рядом стоит тетя казнимого, она тоже родственница. Но вот эта женщина ему никто, она вообще блудница. Удалите ее!
И легионер тупым концом пилума (короткое копье легионера с очень длинным лезвием мягкого металла) прогнал бы Марию Магдалину от креста Исуса.
Выводов делать не осмелюсь: времени слишком много прошло. Могу добавить лишь, что феминистически настроенные историки- женщины (мне попалась одна такая американка), за «рюмкой чая» очень категоричны в суждениях. Вроде такого вот: Ох уж эти мужчины, ученики, апостолы...Да они тогда все попросту испугались и убежали. Но только женщины остались с Исусом до самого его конца...