Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
bhagavat
7 лет назад

«Уважаемые белые люди» (2014) - Кем быть, каким быть?

«Разве нельзя просто быть самим собой?» - задает такой вопрос молодая афро-азиатка в фильме «Уважаемые белые люди».

Но учиться в крупном университете США и быть «черным» - не так-то много вариантов остается. Так отвечает на заданный вопрос Саманта Уайт, главный персонаж (первого) фильма режиссера (и сценариста) Джастина Симьена. 


Чтобы выжить в университете чернокожие вынуждены пользоваться ограниченными возможностями. 

Но ведь человеческая индивидуальность не сводится лишь к той роли, какую от него ждут, не так ли? 

Автор фильма Джастин Симьен выстраивает, образно говоря, многоголосый сюжет. 

В нем выпукло показана и социальная напряженность, и психологическая напряженность тоже. Дело происходит в воображаемом кампусе воображаемого университета Винчестера. 


На фронтоне университета написан девиз: «Познай самого себя», что и придется сделать всем в фильме

В кампус приезжает чернокожий телепродюсер для отбора кандидатов на реалити-шоу. Но это только начало, далее в кампусе происходит празднование Хеллоуина. И тут-то до поры скрываемая межнациональная и культурная «напряженка» дает о себе знать во всю мощь. 

А главным персонажам придется ответить на вопрос: 

какова моя идентичность (читай: личность)? Кем я хочу быть? Способен ли я на это?


Что касается Саманты Уайт (актриса Тесса Томпсон, Westworld).

Она студентка факультета искусств и журналистики, а еще ведет на кампус радиопередачу. 

Называется она как раз «Уважаемые белые люди» (Dear White People), и исходя из названия имеет явно сатирическую направленность. 


И это еще мягко сказано: содержание радиопередач в высшей степени спорное, неоднозначное. 

Саманта изобличае в прямом эфире расистские предрассудки так называемых «белых» относительно так называемых «черных». 

Выступления Саманты и забавны, и убедительны, они многих критикуют, шокируют и раздражают. 

Выглядит это так, будто Саманта этакой невидимкой присутствует там, где быть просто-напросто не могла бы, и видит всё и вся. Ничто и никто в университетском кампусе не может ускользнуть от её всевидящего ока, а следовательно от её острого языка.

Ещё Саманта издает специальную «инструкцию по выживанию» для чернокожих студентов университета.

А еще она стоит во главе профсоюза чернокожих студентов, который выступает против реформы университетских общежитий. Речь идет о совместном проживании белых и чернокожих (которое пока что еще раздельное). Это может привести к «разжижению» афроамериканского сообщества в и без того преимущественно «белом» университете. 

Но этого и добивается руководство университета, испуганное таким организованным и активным «черным» движением в кампусе.

Но не все чернокожие студенты разделяют точку зрения Саманты Уайт. Это еще подливает масла в огонь, и нагнетает межрасовую напряженность в кампусе. 

Кстати, про кампус. 

Перед камерой молодого режиссера Джастина Симьена, университет предстает этакой «точкой конфликтов», 

когда по всему университету, образно выражаясь, закладываются мины замедленного действия. Которые в один прекрасный день неминуемо взорвутся. 

В частности, реформа режима проживания делит чернокожих студентов на тех, кто с ней согласен и тех, кто не приемлет её.

Кто-то (из «черных») даже хотел бы жить с «белыми», надеясь влиться полноценно в их круги и начат даже новую жизнь. И таких не мало.

Белые поначалу, вроде, вовсю демонстрируют толерантность. Но в дальнейшем она не выдерживает проверки на прочность реальностью. 

На протяжении всего фильма персонажи (и белые, и черные) вынуждены «перепроверять» свою расовую, половую и идеологическую идентичность.


«А черный ли я?». «А белый ли я, и если да, то в чем это выражается?». «А если я черный, но гей – настоящий ли я черный?»

В некоторых случаях эти противоречия доводятся режиссером до абсурда, и неимоверно накаляются, но в этом, видимо, и есть творческий замысел. 

Показать, что как таковые критерии «личность», расовая принадлежность и им подобные – всего лишь временные «стикеры», которые мы все вынужденно носим. 

Ближе к концу фильма этот бешеный «поиск самоидентификации» постепенно сходит «на нет». 

Все персонажи находят себе место в подходящей социальной группе. В качестве метафоры выступает музыка в стиле «джаз»: ты можешь играть «соло», можешь быть звездой, но… 

Без группы, без коллектива тебе всё равно не существует.

Стоит отметить высокий уровень режиссерской работы. 

Джастин Симьен, хотя и дебютант, умело использует сложную конструкцию сюжета, игру с цветом, крупные планы и музыку, а также цитаты из оказавших на него влияние кинематографистов. 

Более того, в фильме не остаются незамеченными и его (личные) противоречия по поводу личной идентичности и социальной роли. Фильм получился забавным, насыщенным отсылкам к другим киноработам.

Но самое главное, фильм задает вопросы и подвергает сомнению стереотипы и устаревшие точки зрения. 

Рекомендуется для просмотра всем людям доброй воли, ищущим и свободомыслящим. 



5
0.835 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые